Военная мелодрама "Перл-Харбор"
(Pearl Harbor)
Режиссер - Майкл Бэй. В ролях - Бен
Эффлек, Кейт Бэкинсейл, Джош Хартнетт, Алек
Болдуин, Джон Войт, Кьюба Гудинг-младший. США.
2001. 172 мин.
- Ты хочешь сказать, что русские
действительно
помогали нашим надавать Гитлеру
по заднице?
(одна американка в частной беседе)
Режиссер Майкл Бэй и продюсер
Джерри Брукхеймер создали классический
любовный треугольник. Сначала эта парочка
сняла боевичок "Скала", в процессе
съемок которого они никак не могли решить,
что именно делать - откровенный стеб или
серьезный боевик, поэтому получилось ни то,
ни другое. После этого они решили все-таки
постебаться от души и сняли очень
прикольный фантастический мюзикл "Армагеддон"
(возможно, впрочем, важную ироническую
составляющую туда внес очень грамотно
подобранный на главную роль Брюс Уиллис). Ну
а затем Брукхеймер с Бэем постановили, что
хватит прикалываться, и что пора уже
получить настоящие денежки на съемки, а
такое возможно только в том случае, если
снимается что-нибудь очень пафосное, но
главное - патриотическое. Нечто вроде "Дня
Независимости" или "Патриота", но на
современный лад и по историческим
материалам.
Поскольку Америке в плане
военных достижений можно похвастаться
только героической борьбой Гибсона против
англичан и войной в Заливе, а об этом фильмы
уже сняты, Брукхеймер решил сделать
достаточно нетривиальный ход - сделать
картину о достаточно позорном для Штатов
событии - бомбардировке японцами Перл-Харбора,
когда из-за огромных просчетов политиков и
военных Америка лишилась своих лучших
кораблей.
Однако Брукхеймер вовсе не
собирался, подобно Чернышевскому и Ленину,
искать ответ на вопрос "кто виноват и что
с ним после этого делать?". Ему надо было
снять настоящий блокбастер, которому
предназначалось затмить сам непотопляемый
"Титаник" по количеству уничтоженного
попкорна, и он довольно серьезно подошел к
решению этой задачи. А раз мозги самому себе
и зрителям лишний раз забивать не нужно,
тогда схема сценария и рождающегося из него
фильма строится следующим давно уже
апробированном в Голливуде образом:
главное в такой картине - три источника и
три составные части максимального
поглощения попкорна.
Первый источник - зрелищность и
спецэффекты. Ну, тут развернуться всегда
есть где, особенно когда на картину дают 140
миллионов баксов и речь идет о войне.
Современные средства позволяют минут сорок
экранного времени взрывать корабли,
самолеты, людей и всякий корабельный
инвентарь. При этом самолеты будут
пикировать прямо в зрителей, проноситься в
метре от земли (даже я, закончив Московский
авиационный институт, считаю, что они
обычно летают несколько выше), ударяться в
антенну и от такого жуткого удара
отбрасываться назад, словом, ЗРЕЛИЩЕ будет
обеспечено. Какая, в конце концов, разница,
марсиане бомбят Нью-Йорк или японцы бомбят
Перл-Харбор?
Второй источник - патриотичный
пафос. Собственно, для Америки он вполне
оправдан. Когда у страны еще нет своей
истории, своего языка (гарлемский сленг -
это еще не язык) а национальности "американец"
в природе не существует, то единственный
способ объединить "нацию" - напичкать
ее пафосным патриотизмом, чтобы они
вставали, исполняя гимн страны перед
бейсбольным матчем, и рыдали, глядя на свой
родной американский флаг. Ну и, разумеется,
чтобы гордились любыми эпизодами своей
истории, даже позорными.
Потому что иначе
нельзя. Иначе не будет единения и восторга
от любых действий Любимого Президента (неважно,
вообще говоря, какого именно), который много
раз объяснял, что на американцах лежит
особенная миссия: они - спасители всего мира.
Что бы делала эта вшивая Европа, не говоря
уже о России и Азии, если бы не было Америки?
Да загнулись бы к чертовой матери от
Гитлера, Саддама или Милошевича, однозначно!
И только американский президент вместе с
доблестными военными защищает весь мир
своей добродушной грудью.
Можно взять даже бомбардировку
"Перл-Харбора", чтобы спокойно
доказать эту немудреную мысль. Что говорите,
военные и политики позорно прозевали
японцев? Да ни черта подобного! Мудрый
американский президент Рузвельт просто
слепо доверял императору Хирохито (прям как
Сталин Гитлеру), а военные были уверены, что
японцы не дойдут до такой низости, как
бомбардировка военных кораблей. Высокие
чины могли предположить все, что угодно - ну,
например, что японцы разбомбят какой-нибудь
Чикаго, но что ВЕСЬ ФЛОТ - такого никто не
ожидал!
Ведь прекрасно известно, что флот во
время боевых действий намного важнее
какого-нибудь дурацкого мирного населения.
Вот американцы, например, не были такими
тварями, как японцы. Вместо того, чтобы
атомными бомбами уничтожить красу и
гордость Японии - боевые корабли, они всего-навсего
стерли с лица земли пару обычных японских
городов - какую-то Хиросиму и некую Нагасаки,
- за что получили благодарность всего
мирового сообщества. Ведь после фильма "Перл-Харбор"
на сто процентов стало понятно, что японцы
заслужили минимум десять Хиросим и Нагасак,
а доблестные военные их просто пощадили.
Поэтому не надо винить военных и
политиков. Они не знали! Это просто подлые
япошки тихонько собрали флотилию
авианосцев, незамеченными пересекли океан
и раздолбали почти весь флот, который
благодаря доблестным военным и блестящей
работе разведки был бы, конечно, полностью
готов к атаке врага, если бы не коварство
японцев.
И только после этого Президент,
наконец, ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВОЗМУТИЛСЯ и дал
команду дать япошкам прикурить. И дали! И
прикурили, слетав несколькими
бомбардировщиками и раздолбав пару заводов!
И вот тогда нация сплотилась и поняла, что
сейчас Америка к чертовой матери победит
всего Гитлера и его Хирохито. А после этого
можно и атомной бомбой шлепнуть - за наш "Перл-Харбор".
Тем более, что Президент даже забыл о своем
параличе, и чтобы показать всем этим
военным, что такое настоящий ковбой, встал
со своего кресла и даже сплясал степ, хотя и
без части необходимых для этого танца
элементов (есть в картине похожий эпизод; степ он, правда, не танцевал, но с кресла вставал, чтобы поднять боевой дух своих генералов).
Третий источник - слезливая
мелодрама. Причем чем слезливей и
прямолинейней - тем лучше. Не надо
устраивать какие-нибудь выверты, как в "Титанике",
из серии "он был титулярный советник, она
генеральская дочь". В "Титанике" эта
история, конечно, прокатила весьма неплохо,
но лучше что-нибудь попроще. Какой-нибудь
классический любовный треугольник в
обрамлении войны. Чувства должны быть
прямые, как палка, но главное - понятные всем
зрителям, даже последней доярке.
Он (Бен Эффлек) - бравый летчик,
который лучший из лучших, сэр, с детства
бредит воздухом и даже часами простаивает
перед вентилятором. Она - генераль... тьфу,
привязалось. Она (Кейт Бэкинсейл) - обычная
маркитантка, пардон, медсестра. Между ними
сначала возникает чувство взаимного
притяжения в военном госпитале, когда она
ему в задницу колет какое-то лекарство (цитата:
"Девочки! Задница у него, конечно,
восхитительная!"), затем последняя ночь,
которую он предлагает не опошлять
интимными взаимоотношениями, а после этого
отправляется добровольцем воевать в Англию.
Но у него есть Друг (Джон Хартнетт)!
Самый настоящий друг детства, с которым
даже кукурузы початок - и тот пополам.
Поэтому есть на кого эту девушку оставить -
на Друга. Ты уж, Денни, береги ее, понял? Да
что ты, Рэйф, все будет тип-топ! Всади от меня
фрицам пулю в зад!
В Англии Рэйф шикарно воюет,
затыкая этих паршивых английских снобов за
пояс, и все им восхищаются. Один из англичан
(со следами аристократического вырождения
на лице) даже говорит Рэйфу: "Знаешь,
парень, я раньше недолюбливал янки. Но
теперь, когда я увидел, как ты летаешь, то
уже не буду завидовать японцам, которые,
быть может, разбомбят ваш Перл-Харбор".
Однако в одном из воздушных боев Рэйф был
сбит. Катапульту заело, поэтому он успел
только раздолбать фонарь самолета перед
падением в воду, чтобы даже самые тупые
зрители поняли - Рэйфа рано списывать со
счетов! Этот парень еще покажет японцам, чья
Фудзияма выше!
Разумеется, девушке (ее зовут
Эвелин) сообщают, что Рэйф погиб к чертовой
матери. Она, конечно, вся рыдает со страшной
силой и находит утешение только на груди у
Денни, который поклялся Рэйфу оберегать
девчушку. И он ее так активно утешает, что
она, вроде как, становится немножко
беременная. А тут и Рэйф подоспел.
Происходит трогательнейшая сцена на
скамейке (сценарист Рэндалл Уоллес писал
сценарий к "Храброму сердцу", так что
он особенно силен в подобных сценах),
сопровождаемая диалогом, от которого
меркнет и "Гамлет", и "Отелло", и
даже "Годзилла":
- Рэйф, - говорит Эвелин, - ты
вернулся?
- Дык, - отвечает Рэйф, и крупная
слеза наворачивает свой девятый вал в
правом глазу, - ясный пень, вернулся. Я,
Эвелин, теперь живой. И даже живее всех
живых!
- Ни фига, - отвечает Эвелин. - Ты
умер. Я точно знаю, мне об этом сказала
военно-полевая почта, а она практически
никогда не ошибается.
И тут Рэйф понимает, что дело
нечисто. Перед ним встает только один
вопрос - КТО? Кто посмел настолько активно
утешать его девочку, когда он вставлял
фрицам пистон в Англии? И когда Рэйф узнает,
что это его лучший друг Денни мышковал все
это время, происходит достаточно
неожиданная (это я издеваюсь) сцена в баре,
когда пьяный Рэйф со слезами на глазах орет:
"Я разве в ЭТОМ СМЫСЛЕ просил тебя
заботиться об Эвелин", и все бьет и бьет
Денни морду.
А завтра была война. Не успели они
как следует подраться, как пошла
бомбардировка Перл-Харбора. И если бы не
Рэйф с Денни, а также присоединившийся к ним
в качестве артиллериста и группы поддержки
с земли корабельный кок, а в будущем -
военный ныряльщик Дорис Миллер (Кьюба Гудинг-младший),
от Гавайев вообще бы ничего не осталось. А
так, поскольку Рэйф с Денни и Миллер в
воздушном и наземном бою раздолбали
десяток японских самолетов (летчики -
восемь штук и Миллер парочку), то японцы
отстали, на третий заход не пошли и
отправились пить свое саке.
Но проблема, между тем, не решена.
У Эвелин ребенок от Денни (хорошо еще, что
Рэйф перед отлетом себе ничего ТАКОГО не
позволил, потому что в этом случае путаница
была бы просто кошмарная), но она все равно
любит Рэйфа, хотя он в ее душе уже умер. И
Рэйф любит Эвелин. И Денни любит Эвелин, но и
Рэйфа тоже. Проблема, казалось бы,
неразрешима, однако тут очень кстати
Рузвельт, вставший с инвалидной коляски,
решает наконец дать японцам прикурить. Но
как? Слишком близко к Японии авианосец
подплыть не может - раздолбают. И тогда
военные замышляют сложную, но гениальную
операцию - запустить сильно облегченные
бомбардировщики с авианосца далеко от
Японии, сделать несколько бомбовых ударов,
а затем приземлиться в Китае, потому что
бомбардировщик обратно на авианосец
вернуться не сможет, а кроме того, у него
все равно не хватит горючего (эта операция
действительно была проведена).
Кого отправить на выполнение
этого смертельного задания? Понятное дело,
Рэйфа с Денни! Во-первых, они вдвоем
раздолбали почти весь японский военный
флот, а во-вторых, Денни в этом налете
наверняка убьют, а бравый Рэйф вернется
живой и будет затем воспитывать ребенка
Эвелин, которого обязательно назовут Денни.
Это и будет счастливый хэппи-энд, пардон за
тавтологию.
Так вот, Брукхеймер и Майкл Бэй в
полной мере использовали все эти три
источника и три составные части
несокрушимого блокбастера. А вот что из
всего этого получилось...
Спецэффектная составляющая
сделана очень грамотно и профессионально.
Собственно, из всего фильма имеет смысл
посмотреть именно те самые сорок минут
бомбежки "Перл-Харбора", потому что это
действительно впечатляет. Есть, конечно,
всякие несуразности, но вряд ли имеет смысл
здесь мелочиться и придираться, ведь без
мелких неувязок ни в одном деле не
обойдешься. Так что первая составляющая
удалась как нельзя лучше.
Вторая составляющая - мелодрама -
сделана эдак примерно на троечку с минусом,
даже на двоечку. Я не знаю, кто сказал
Брукхеймеру, что чем тупее мелодрама, тем
лучше. По-моему, даже в мелодрамах, которые
всегда характеризуются несколько
пониженной интеллектуальной составляющей,
есть некий предел тупости диалогов и
штампов в поступках героев. Здесь этот
предел превратился в свою диалектическую
составляющую - беспредел. Чему в немалой
степени способствовала достаточно
безобразная игра всей этой троицы
любовников - Эффлека, Хартнетта и Кейт
Бекинсейл. Ну, Хартнетт и Бекинсейл и так
достаточно бесцветны сами по себе. Но
Эффлек - довольно эффектный парень, который,
к тому же, со своим закадычным дружком
Мэттом Дэймоном участвовал в весьма
неплохих кинопроектах. А здесь он играет
настолько выхолощенного (в психологическом
плане) героя-красавчика - простого, как
десять копеек, - что это изрядно раздражает.
Впрочем, заметных ролей в картине нет
вообще. Кьюба Гудинг выступил в своей
традиционной роли самоуважающего себя
афроамериканца (впрочем, он играет реальное
историческое лицо - матроса, который был
награжден за героическое поведение во
время налета на Перл-Харбор). Алек Болдуин
достаточно бездарно изобразил генерала
Дулитла, который руководил историческим
налетом на Японию через несколько месяцев
после Перл-Харбора. Даже Джон Войт в роли
Франклина Рузвельта был не сильно
убедительным. А уж эта сцена с его
вставанием с кресла... Ладно, я лучше
промолчу.
Короче говоря, мелодрама не
убедила. Понятно, что картина снималась
ради сорокаминутной бомбежки и возможности
вылить на зрителей тонну соответствующего
пафоса, но сценаристы в Голливуде ведь
получают огромные деньги! Неужели нельзя
было чуть поумнее сделать эту
мелодраматическую составляющую и чуть
получше поработать над диалогами? Впрочем,
чего я лезу со своими дурацкими вопросами?
Картина прокатывается очень успешно,
значит ребята дело делают, а я напрасно
языком болтаю. С другой стороны, я
рассказываю о своих впечатлениях, а они
именно таковы.
Но хуже всего, на мой взгляд, у
создателей фильма получилась третья
составляющая - пафосная. Оно, конечно,
понятно, что чем больше пафоса, тем лучше
дойдет даже до самых тупых зрителей, но все
эти молочные реки и кисельные берега
восхищения перед самими собой и своими
бравыми парнями - несколько принижают
художественные достоинства картины,
которые и так-то можно отыскать с бо-о-о-ольшим
трудом. Меня, честно говоря, просто поразило,
насколько "Перл-Харбор" временами
смахивает на "День Независимости" (я в
курсе, что его снимали вовсе не Бей с
Брукхеймером, однако Эммерих с Девлином до
странности их напоминают). От "Армагеддона",
конечно, там тоже много чего присутствует,
но "День Независимости" по духу
намного ближе. Пусть враги - марсианцы или
японцы - без разницы, - но наши американские
парни дадут им прикурить и спасут заодно
весь мир, который без нас провалился бы в
тартарары.
В фильме - где бы ни появился
бравый Рэйф - всюду высокое командование,
англичане и все остальные начинают
писаться от счастья, глядя на этого парня,
который настоящий герой и все такое.
Генерал Дулитл (который, между прочим, был
настоящим, а не киношным героем войны), по
мнению сценариста, глядя на Рэйфа почти все
время рыдает о восторга, называя его "сынок"
и заявляя, что Рэйф - вылитый генерал Дулитл
в молодости, а когда беседует с кем-нибудь
посторонним, то кроме фразы "Гвозди бы
делать из этих парней" из него больше
ничего не вытянешь. Президент... впрочем, о
его подвигах в борьбе с параличом мы уже
говорили. Ну и так далее. Все они - до
отвращения правильные, доблестные,
неимоверно героические и двадцать четыре
часа в сутки думают об Америке. Остается
только непонятно, кто именно прошляпил
японские авианосцы, но этот вопрос в фильме,
в общем-то, не стоит. Там виноватых нет. Во
всем виноваты подлые японцы, которых, в
принципе, впоследствии как следует
проучили. А Брукхеймер с Бэем даже об
операции Дулитла ухитрились рассказать так,
что все это воспринимается как
обыкновенная клюква из серии "запуска
вируса в компьютер инопланетян" из "Дня
Независимости". Между тем, хохма
заключается в том, что об этой операции
рассказано очень близко к тому, как это было
на самом деле. Но несколько гротескное в
своей пафосности изображение Дулитла
Болдуином уже не позволяет поверить в то,
что так оно все и было (точнее, почти так,
потому что никакие летчики из Перл-Харбора
в этой операции на самом деле не
участвовали).
Между тем, войны - штука страшная
и неимоверно грязная. Причем как со стороны
властителей нападавших, так и со стороны
властителей защищающихся. Как со стороны
победителей, так и со стороны побежденных.
Политики и военные принимают решения (в том
числе и самые гнусные), а простым солдатам
отводится роль пушечного мяса. И войну
нельзя сводить к обычному дешевому пафосу.
Это в корне неверно. Потому что мешает
понять причины, а только осознание причин и
делание из этого каких-то выводов может
хоть чему-то научить. В "Перл-Харборе"
учиться нечему. Разве что методике
присматривания за девушкой друга.
Ладно, что-то я слишком много
расписался по такому не слишком
судьбоносному поводу, как очередной
попкорновый боевик на историческую тему.
Пора резюмировать. Вопреки ожиданиям, я
вовсе не буду заявлять, что фильм - полный
отстой и на него ни в коем случае нельзя
идти. Сцена бомбежки, как я уже сказал, снята
отлично, и ее вполне можно посмотреть.
Другое дело, что остальные 2 часа 20 минут
фильма - откровенная, на мой взгляд, потеря
времени, но если вам нравятся мексиканские
сериалы, тогда и мелодраматическую
составляющую вы посмотрите с удовольствием
- это чистый мексиканский сериал,
отвратительно написанный и совершенно
бездарно сыгранный.
А пафос... Опять же, все к нему по-разному
относятся. Я в кинотеатре не обрыдался, в
двадцатый раз услышал о том, какого размера
гвозди можно делать из этих людей, но в
Штатах, говорят, все рыдают в голос, и только
попкорновые хлопья плавают по озерцам слез
в пакетике "Jumbo". Так что зря я это все
пишу. Ребята выполнили свою задачу.
Бабуськи заработали, мир спасли. Значит все
в порядке.
В заключение этой заметки мне бы
хотелось опубликовать купон, который
выскакивает при посещении официального
сайта фильма. По-моему, он является шикарным
рекламным плакатом для этой картины. Просто
в точку! Только почему они проявили
некоторое неуместное жлобство и бесплатно
предлагают только маленький пакетик
попкорна? Jumbo давайте! Jumbo, однозначно!
P.S. Совсем забыл сказать. Этот
фильм создатели сознательно позиционируют
и рекламируют как "Титаник" без
корабля". Друзья! Со всей
ответственностью должен заявить: кораблей
там полно, а вот "Титаник" даже рядом
нигде на дне моря не валяется. До "Титаника"
им еще бомбить и бомбить. И не сорок минут, а
на порядок больше.
Оценки
по пятибалльной системе |
|
Зрелищность |
4+ |
Актерская
игра |
3- |
Режиссерская
работа |
3 |
Сценарий |
2 |
Возрастная
категория |
12-18 |
Краткое
резюме |
пафосная
попкорновая историческая мелодрама
со спецэффектами |
Нужно
ли смотреть |
решайте
сами |
|
Ссылки по теме:
Официальный
сайт фильма
Этот
фильм на сайте IMDB
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|