Черная комедия "Плохой
Санта" (Bad Santa)
Режиссер - Терри Цвигофф. В ролях -
Билли Боб Торнтон, Тони Кокс, Бретт
Келли, Лорен Грэм, Берни Мак, Джон
Риттер. США. 2003. 91 мин. Бюджет: $18 млн.
Сборы по миру: $62 млн.
Как
же замучили все эти бесконечные
рождественские сказки! Все эти плохие
дядьки, которые тиранят жену, кричат на
детей, ведут себя самым что ни на есть
антиобщественным образом, но в канун
Рождества, когда их посещают три духа,
ну или маленький мальчик,
проникновенно глядя им в лицо,
произносит: "Господи, храни нас
каждого!" - дядьки тут же начинают ревмя
рыдать, вспоминая свою никчемную жизнь,
после чего становятся намного лучше и
даже обещают бросить пить на какое-то
продолжительное время - дня на три.
Впрочем, врать не буду, рождественские
фильмы бывают хорошие. Бывают даже
почти гениальные - как, например, "Новая
рождественская сказка" с Биллом
Мюррем, хотя уж это рождественский
фильм - рождественней не придумаешь...
К
чему это вступление? К тому, что "Плохой
Санта" - очередной слащавый
рождественский фильм о плохом Санте,
который увидел трех призраков и
исправился? Или о том, как маленькая
девочка исправила плохого Санту,
который бил несчастного северного
оленя? НЕТ, ДЕТИ, ВАШУ МАТЬ! К счастью,
нет! То есть, конечно, это тоже
рождественский фильм и все такое, но, к
огромной радости моей и кота Бублика,
его нельзя показывать детишкам. Ни
одному маленькому засранцу нельзя
показывать это кино, потому что там
Санта - какой надо Санта! Жизненный!
Настоящая сволочь во всей своей пьяно-мерзавной
красе! Так их, этих рождественских алкашей!
Ату их!..
Короче
говоря, у съемочной группы родилась
классная идея из серии: а что если
сделать антирождественскую сказку? Ну,
где Санта - исключительный мерзавец,
которого, как водится, окружают всякие
разные мальчики и девочки, похожие на
ангелочков, но он, в отличие от всех
остальных рождественских сказочек,
вовсе не исправляется в канун
Рождества, а остается таким мерзким
негодяем! Подумано - сделано. И вот что
из этого получилось...
***
Вилли
(Билли Боб Торнтон) - личность
примечательная во всех отношениях.
Некоторое время жизни он провел в
различных пенитенциарных заведениях (там
общество наказало Вилли за его интерес
к чужому имуществу), в результате чего
стал мизантропом. Какова участь всех
мизантропов? Алкоголизм, алкоголизм и
еще раз алкоголизм. Постоянный и
непросыхающий. Только так можно
попытаться забыть о том, какие сволочи
все эти людишки.
Однако
по поводу себя, любимого, Вилли также не
испытывает никаких иллюзий. Он знает,
что он - дерьмо, и это еще один повод
накачаться водкой "Столичная" по
полной программе, причем так, чтобы
очнувшись, снова накачаться водкой по
все той же полной программе. Ну и, кроме того, у
Вилли есть еще одно развлечение в жизни,
которому он отдается с большим азартом,
- это девки. Любые. По возможности -
толстые. Но можно и худые. Вилли, в общем-то,
все равно. Он пьет все, что горит, и имеет
все, что шевелится.
Думаете,
с таким подходом к жизни Вилли никто не
возьмет на работу? Так и есть, он
безработный. Впрочем, один небольшой
бизнес у него все же имеется. В канун
Рождества Вилли со своим приятелем
лилипутом Маркусом (Тони Кокс)
устраивается работать Сантой в большой
универмаг. Что значит "работать
Сантой"? Это означает - сидеть на
кресле в полном боевом облачении Санта
Клауса, чтобы родители могли сделать
бесплатный снимок собственного чада,
сидящего на коленях у этого пропахшего
перегаром мерзавца. А Маркус,
изображающий эльфа, носится вокруг и
зазывает ребятишек сесть на колени к
дедушке Санте, чтобы попросить у него
какой-нибудь подарок к Рождеству.
На
черта им это все нужно? Ради бизнеса. В
последний вечер перед Рождеством
малютка Маркус спрячется на территории
магазина, отключит сигнализацию, после
чего они с Вилли обчистят это заведение
сверху донизу, не забыв вскрыть сейф,
ведь Вилли - опытный медвежатник,
который до сих пор так и не пропил свое
незаурядное мастерство. После этого им
остается целый год жить-поживать в свое
удовольствие, пока не придет время
следующего Рождества...
В
фильме рассказывается о том, как Вилли
с Маркусом готовят ограбление
очередного универмага в небольшом
городишке. Однако на этот раз у них все
идет не так уж и гладко. Менеджер
универмага Боб Чипеска (Джон Риттер) не
сильно доволен этой парочкой - Сантой с
эльфом, - которую он собственноручно
принял на работу. То есть эльф-то его
устраивает - лилипут бегает туда-сюда,
веселя детишек, - а вот Санта... С Сантой
проблемы. Мало того, что почтенный
дидусь насквозь вонюч и пьян, так он еще
взял моду трахать посетительниц
универмага прямо в кабинках для
переодевания. Причем иногда эти
возмутительные соития еще и носят
прямо-таки анальный характер.
Но
Чипеска не может просто так их уволить -
из соображений политкорректности. С
Вилли-то все в порядке - белый, не
инвалид, к тому же ведущий
антиобщественный образ жизни. Такого
выставить - пара пустяков. А вот с
Маркусом - большие проблемы. Потому что
он лилипут, черный и латиноамериканец.
Если такого уволить - универмагу кранты.
Он не вынесет осуждения всех слоев
населения Америки. Поэтому Чипеске
приходится обратиться к начальнику
службы безопасности универмага Джину (Берни
Мак) с просьбой "нарыть" что-нибудь на
этих ребят. Ну, чтобы их можно было
уволить. Но, как вы понимаете, если уж
начать "рыть" по этим ребятам, то "нарыть"
тут можно целые траншеи...
***
Прикольное
кино. Действительно -
антирождественское. Ему бы больше
подошло название "Дед Мороз - ублюдок".
(Кстати, был такой фильм, снятый Клодом
Зиди. Американцы потом сделали его
ремейк со Стивом Мартином, который
назывался "Mixed Nuts".) Санта в
исполнении традиционно мрачного и
аутичного Билли Боба Торнтона -
безусловно, омерзителен. Со всех сторон.
Причем от начала фильма и до самого
конца. Он не меняется. Не становится
лучше под воздействием всяких толстых
тормозных мальчиков. И этим очень хорош.
Потому что я бы не выдержал
раскаявшегося Санту. Их и так было
слишком много. А вот Дед Мороз мерзавец,
причем в жестких рамках
рождественского фильма, - это классно!
Что
весьма интересно, первоначально эту
роль должен был играть Билл Мюррей. Да-да,
Билл Мюррей, который с таким блеском
сыграл раскаявшегося Фрэнсиса Кросса в
"Новой рождественской сказке".
Видимо, это гнетет старину Билли, и он
решил сыграть негодяйского Санту. Но не
смог - из-за "Трудностей
перевода". А жаль. Безусловно,
отдавая должное весьма колоритному
Билли Бобу Торнтону, должен сказать,
что мне было бы весьма интересно
посмотреть, что Мюррей бы сделал из
этой роли. Но у Мюррея не получился бы
такой мерзавец. Его Санта все равно был
бы чем-то симпатичен. А это не очень
правильно - по крайней мере для данного
фильма.
Джек
Николсон также читал сценарий и
выражал заинтересованность в этой роли,
однако был вынужден от нее отказаться
из-за фильма "Любовь
по правилам... и без". Таким образом,
роль досталась Билли Бобу Торнтону, и
он внес в нее совершенно правильную
составляющую мрачности, аутичности
и мерзопакостности. Сыграно классно,
просто классно. Впрочем, как и всегда у
Билли Боба.
Лилипут
Тони Кокс (его рост - один метр семь
сантиметров) составил Торнтону вполне
достойную пару. Причем его персонаж -
значительно более неоднозначный. Его
характер раскрывается только в
процессе фильма: если в начале картины
это довольно милый маленький мужичок,
который искренне желает Винсенту добра
и переживает, когда тот называет
ребятишек "засранцами", то с
развитием сюжета выясняется, что
Маркус - тот еще милый мужичок. В том
смысле, что он вовсе не милый.
Отдельная
сказка и песня - парочка: менеджер
универмага Боб Чипеска в исполнении
довольно популярного актера Джона
Риттера (он много снимался в детских
телесериалах) и начальник охраны
универмага Джин, которого играет очень
известный комик Берни Мак (у него есть
собственное телешоу). У них буквально
два небольших эпизода, но это просто
блеск, уж поверьте.
Кстати,
этот фильм чуть было не "задрал" "Криминальное
чтиво" по частоте произнесения слова
fuck. В первоначальном варианте, который
затем прилично порезали, слово fuck
произносилось 170 раз (в "Криминальном
чтиве" - 271; для сравнения, на XXV
съезде Партии его почему-то не
произнесли ни разу), слово "дерьмо"
- 74, "задница" - 31, "сука" - 10 и
"ублюдок" - всего один раз. За что
ублюдкам такая дискриминация - сказать
не могу, но после редактирования
количество fuck'ов (забавно, читается -
как "fuck off") резко уменьшилось до 147,
и это здорово снижает впечатление.
Резюмирую.
Настоящая антирождественская сказка -
нарочито черноюморная, стебовая и
временами противная (я имею в виду
личность главного персонажа). Но не за
гранью - нет, не за гранью. В самом
финале они даже не удержались от
легкого хеппи-энда - вероятно, чтобы
благодарные зрители все-таки не
линчевали съемочную группу. Это,
конечно, картину портит, но не
настолько, чтобы ее уже не имело смысла
смотреть. Имеет смысл, вполне имеет.
Особенно если вам остеопорозили
сопливые рождественские сказки и
хочется чего-нибудь крепенького и
продирающего. Честное слово, я даже
удивлен. Не ожидал от Голливуда такого
фильма. Бра-во! Мо-лод-цы!
|