Кинокомедия
"Послезавтра" (The
Day After Tomorrow)
Режиссер - Роланд Эммерих. В
ролях - Деннис Куэйд, Джейк Гилленхаал,
Эмми Россум, Йен Хольм. США. 2004. 124 мин.
Бюджет: $125 млн. Сборы по миру: $525 млн.
ТАК БЫЛО!
Отзыв метеоролога с телевидения.
Эммерих снимает легкое и
приятное кино о глобальных катастрофах
Один зритель.
Непогода нынче в моде,
непогода, непогода...
Песня.
Мороз и солнце! День
чудесный!
Стихи.
Чтобы убрать воронку, нужно
расслабить девственницу.
Рецепт из совсем другого фильма.
Кабинет Роланда Эммериха,
Беверли-Хиллс. Сам режиссер сидит в
огромном кресле, напротив него на
диване - сценарист Джеффри Нахманофф.
- Джеффри, старичок, - сказал
Эммерих. - Мне нужна твоя помощь.
Понимаешь, я пришел к выводу, что мне
пора догнать Спилберга.
- Ролик, - ответил Джеффри, - ты
же знаешь, что это нереально. Два
миллиарда - откуда взять такие деньги?
Вряд ли я тут тебе чем-то помогу.
- Я не в этом смысле, - пояснил
Эммерих. - Слава богу, я тоже неплохо
зарабатываю. Я в том смысле, что тоже
хочу Оскар.
- Все хотят Оскар, - ответил
Нахманофф. - Ради этого мы все и
работаем.
- Оно понятно, - нетерпеливо
сказал Эммерих. - Но будем откровенны:
эти замшелые старперы, члены Академии,
дают Оскаров только вполне
определенным картинам! Ты вспомни,
Спилберг ни за один свой
супермегаблокбастер Оскара не получил.
За что он получил статуэтку - ты помнишь?
- Еще бы не помнить, - кивнул
Джеффри. - Ну и ты сними что-нибудь из
этой серии. Побольше еврейских
страданий, - сам знаешь, кто у нас всем
заправляет в Голливуде, - побольше
патриотизма - и дело в шляпе: готовый
Оскар. Только, старичок, с твоим
немецким происхождением я не советую
снимать кино об ужасах нацизма. Лучше
пускай у тебя евреев угнетают где-нибудь
в Африке. А потом мудрый американский
президент их всех спасет.
- Джеф, вот в том-то и самая
фигня, - пожаловался Эммерих. - Я не
понимаю, почему мне до сих пор не дали
даже хотя бы номинацию! Ведь у меня в
картинах все это есть! Мудрый
американский президент - в каждом
фильме! Настоящий патриотизм - не
просто в каждом фильме, а просто
перехлестывает через край! Даже еврей у
меня есть - главный герой в "Дне
независимости"! Главный герой, Джеф!
Ну и где этот Оскар?
- Старичок, ну что ты
переживаешь? - успокоил его Джеффри. - Да
наплюй ты на этот Оскар. Зачем он тебе? С
твоими бабками ты можешь сортир
сделать целиком из золота.
- Ты не понимаешь, Джеф, -
горестно вздохнул Эммерих. - В конце
концов, это вопрос принципа. Но ты
знаешь, старина... - Эммерих взял бокал,
стоящий рядом с ним на журнальном
столике. - У меня есть мысль, как поиметь
этих козлов. Я сделаю такой фильм,
которому они просто не смогут не дать
Оскара. А ты мне для этого фильма
напишешь сценарий - по моей канве,
разумеется.
- Почему именно я? -
поинтересовался Джеффри. - А куда делся
твой обычный сценарист Дин Девлин?
- Мы с ним поссорились, -
махнул рукой Эммерих. - Дин сказал, что
ему надоело в фильмах мочить Нью-Йорк.
Ну не баран, а? Как может надоесть
мочить Нью-Йорк?!! Это же прекрасно!
- Согласен, - кивнул Джеффри. -
Лично я удолбать Нью-Йорк - завсегда
готов. Ненавижу этот город. Но, Ролик, ты
уверен, что академики дадут Оскара,
если ты в очередной раз замочишь Нью-Йорк?
По-моему, это не очень хорошая идея.
- Дело не в том, что в
очередной раз, - нетерпеливо сказал
Эммерих. - Вся суть - в самой идее. А идея
следующая. Экология! - И Эммерих,
замолчав, стал прихлебывать из бокала с
невероятно таинственным видом.
- Понял, - тихо сказал Джеффри.
- Идея отличная. Ты только скажи, она
хорошая или плохая?
- Кто? - недоуменно спросил
Эммерих.
- Ну эта... как ее... экология, -
объяснил Нахманофф.
- Она хорошая, - терпеливо
сказал Роланд. - Это люди плохие. Люди
портят экологию, а она подкидывает
людям катаклизмы.
- Так какая же она хорошая, -
недоуменно спросил Джеффри, - если
подкидывает катаклизмы?
- А потому что нефиг ее
терзать, - объяснил Эммерих. - Короче
говоря, слушай сюда. Твое дело не
критиковать, а вникнуть в мою
гениальную задумку, после чего
перенести ее в сценарий.
- Кстати, ты так и не сказал,
почему выбрал именно меня, - напомнил
Нахманофф.
- Потому что ты писал
сценарий о путешествующем цирке, -
объяснил режиссер. - Я его читал. Очень
клево написано. У нас будет все то же
самое, но только очень серьезно.
- Тигры и леопарды? - уточнил
Джеффри.
- Нет, - ответил Роланд. - Но
волки будут, однозначно! Давно хотел
волков на Нью-Йорк напустить... Короче,
хватит болтать, слушай сценарий.
- Я готов, - сказал Нахманофф и
достал блокнот для записей, чтобы
делать пометки.
- Значит, так, - начал Эммерих.
- Есть один ученый-метеоролог.
- Ученый будет еврей? -
уточнил Джеффри.
- Ни фига! - решительно сказал
Роланд. - После того как академики не
оценили ученого-еврея из "Дня
независимости", хрен они еврея
получат! Наш ученый будет чистый
американец по национальности! Как я!
Нахманофф еле слышно хмыкнул.
- Более того, - добавил
Эммерих, - я уже наметил актера. Ученого
сыграет Дэнис Куэйд. Я говорил с его
агентом, мужик нам обойдется в копейки.
Он после развода с Мэг готов сниматься
где угодно и за любые деньги.
- Подожди, - нерешительно
сказал Джеффри. - Да какой из Куэйда
ученый? Кроме как в роли пожарного я его
вообще представить не могу.
- Не боись, - заверил
сценариста Эммерих. - Будет смотреться,
как надо. Тем более, что он героический
ученый. На его долю выпадут жуткие
приключения. Ты слушай, слушай...
- Да-да, я весь внимание, -
сказал Нахманофф и снова уткнулся в
свой блокнот.
- В общем, - продолжил Эммерих,
- он всех предупреждает, что в
Антарктиде тают льды и опресняют
мировой океан. А так как теплые течения
возникают из-за разницы между пресной и
соленой водой, теплые течения могут
вообще нафик уйти от берегов Евразии, в
результате чего мгновенно начнется
жуткий катаклизм.
- Подожди, Ролик, - осторожно
сказал Джеффри. - Ты где этот дурдом
прочитал?
- Почему это дурдом? -
возмутился Эммерих. - В солидном
издании прочитал - в National Enquirer. Потом я
еще со знакомым экологом
консультировался - тот сказал, что
после прихода к власти Буша-младшего
возможны любые катаклизмы. И вообще, -
рассердился Роланд, - мы же не пособие
по метеорологии снимаем, а оскарный
фильм!
- Ну хорошо, старичок, хорошо,
- успокоил его Нахманофф. - Как скажешь -
так и будет. И что там дальше?
- Короче говоря, - сказал
успокоенный Эммерих, - ученый это все
предсказал, как вдруг выясняется, что
опасность намного ближе, чем
предполагалось.
- То есть не через 15 миллионов
лет... - подхватил Джеффри.
- А через два дня, - обрадовано
сказал Роланд. - Вот видишь, ты
врубаешься... Короче говоря, пресная
вода заставила кипящий Гольфстрим
отправляться кипеть куда-то в Африку...
- Подожди, старичок, -
остановил его Нахманофф. - Насколько я
помню, температура в Гольфстриме -
примерно 13 градусов.
- Джеф, ты какой-то тормоз, не
врубаешься, - скривился Эммерих. - Как он
может обогревать в 13 градусов? Ты в
такую воду задницу хоть раз совал?
Знаешь, чем это чревато? И вообще,
хватит меня дергать по мелочам, я же
тебе сказал!
- О'кей, старичок, не вопрос, -
сказал Джеффри и снова начал что-то
чиркать в блокноте.
- Ну вот, - продолжил Эммерих. -
Теплое течение ушло и возник жуткий
катаклизм. Торнадо, цунами...
- Падение индекса Доу-Джонса,
- подхватил Джеффри.
Эммерих замолчал. Нахманофф
насторожился.
- Кстати, - веско сказал
Роланд, - Девлин тоже любил острить. Не
знаешь, где он сейчас?
- Все, старичок, больше не
буду, - торопливо сказал Джеффри. - Я
слушаю, слушаю.
- Ну вот, - продолжил Эммерих. -
По всему миру прокатился жуткий кошмар:
огромный град, осадки и резкое
похолодание. Но президент все никак не
может решиться действовать, хотя наш
ученый его сто раз предупреждал.
- Старичок, - осторожно сказал
Нахманофф. - Может, не будем щипать
президента? Может, наоборот - он у нас
возглавит сопротивление стихии, и
Америка, под руководством мудрого
президента, спасет весь мир?
- Я тебе сто раз повторял, что
мне нужен Оскар, - раздраженно сказал
Эммерих. - В "Дне независимости"
это уже все было. Даже номинации не дали.
Поэтому пошли они к черту. Президент
будет тюфяк и придурок. А потом мы его
вообще замочим и вся власть перейдет к
вице-президенту. Классный ход?
- Отличный, - похвалил Джеффри.
- Это уже чистый Оскар. Политическая
сатира. Только не нужно делать, чтобы
там все были плохие - вот этого уже не
поймут.
- Да наоборот, - объяснил
Роланд. - Они сначала колеблются, а
потом берут все в свои руки, и вице-президент
даже выступает по телевидению с
призывом беречь природу, мать ее.
- Понял, - сказал Нахманофф. - А
дальше что?
- Ничего, - недоуменно ответил
Эммерих. - Дальше твое дело. Я разнесу к
чертовой матери Нью-Йорк, а ты должен
туда вклепать историю подлинных
человеческих взаимоотношений.
Самопожертвование, героизм, оптимизм.
Но без антисемитизма, ладно?
- О'кей, старичок, врубился, -
кивнул Джеффри. - Будет очень
оригинально, я тебя уверяю. Смотри... Мы
этому ученому сделаем сынульку -
гордость школы и все такое. Сынулька
поехал в Нью-Йорк на какую-нибудь
школьную олимпиаду, а в этот момент ты,
старичок, начал Нью-Йорк мочить. И
папаша, озабоченный судьбой планеты,
одновременно озабочен судьбой
сынульки и летит к нему в Нью-Йорк.
- Да как же он к нему летит, -
спросил Эммерих, - когда там сплошные
торнадо и ураганы?
- Ну тогда идет, - предложил
Нахманофф. - Откуда-нибудь из
Вашингтона. Там, вроде, недалеко. Только
пускай заходит со стороны океана -
чтобы мы замерзшую статую Свободы
показали.
- Дельная мысль, одобряю, -
кивнул Роланд. - А что сынок будет
делать в Нью-Йорке, и как он вообще
спасется?
- Он с товарищами спрячется в
здании Публичной библиотеки на Манхэттене, -
предложил Джеффри. - Сначала там будет
много народу, но потом народ пойдет из
библиотеки на юг, а сынка папа по
телефону предупредит, что скоро будет
мгновенное замерзание, поэтому надо
сидеть и не рыпаться.
- О, мгновенное замерзание -
это круто, - восхитился Эммерих. - Я это
так сниму - все офигеют.
- В общем, они одни живые и
остались, - продолжил Нахманофф. -
Потому что сидели в библиотеке и жгли
книги, чтобы согреться.
- Отлично, - захлопал в ладоши
Роланд. - Мы туда вставим патетическую
сцену о том, что они обнаружили сборник
речей наших президентов и решили их не
сжигать, даже если совсем замерзнут.
- Может, - осторожно предложил
Джеффри, - они лучше решат не сжигать
Библию?
- Ну давай Библию, -
согласился Эммерих. - Пускай жгут "Братьев
Карамазовых" Александра Гоголя. Меня
этой книгой еще в школе затрахали.
- В общем, школьники
показывают чудеса героизма, - объяснил
Нахманофф. - Плюс включу любовную сцену
между сынулей и его одноклассницей.
- Только без секса, - вдруг
встревожился Роланд. - Ты знаешь, мне
аудитория нужна широкая.
- Да без секса, без секса, -
успокоил его Джеффри. - Платоническая
любовь. Плюс - он ей жизнь спасет.
Например, она ножку поранила и пошло
заражение, а он ей достал лекарство.
- Где? - поинтересовался
Эммерих.
- Ты сейчас обалдеешь, -
пообещал Нахманофф. - На русском
корабле достал. Корабль после всех этих
катаклизмов плыл по пятой авеню, парень
туда влез, нашел лекарство и вернулся.
- Подожди, - сказал Роланд. -
Как он на улицу-то вышел в стоградусный
мороз? Ты же знаешь, я всегда очень
точен в деталях - это мой конек!
- Так мороз-то не сразу
наступил, - объяснил Джеффри. - Он успеет
до мороза. Ты заодно покажешь, как круто
мороз наступает, а парень от него
убегает.
- Вообще хорошая мысль, -
задумчиво сказал Эммерих. - Я могу еще
на парня волков напустить - давно хотел
это сделать.
- А потом придет папа, - развил
свою мысль Нахманофф, - который зайдет в
библиотеку, а дети там все спят. Папа
подумает, что все умерли, а они ни фига
не умерли, потому что жгли книжки и
спаслись. В общем, там бурная сцена, а
потом и ненастье стихает, уцелевшие
люди сидят на крышах небоскребов и их
спасают самолеты, посланные мудрым
вице-президентом.
- Очень классно, очень, -
сказал Роланд. - Я рад, что в тебе не
ошибся. Все, делай сценарий, а я буду
договариваться о начале производства.
Эммерих встал из-за стола в
знак того, что аудиенция окончена.
Нахманофф также поднялся с дивана.
- Да, - вдруг спросил он
Джеффри. - А куда народ-то из северных
штатов спасаться побежит?
- В Мексику, разумеется, - не
моргнув глазом, ответил Нахманофф. - Мы
еще сделаем трогательную сцену, как
мерзкие мексиканские полицейские
стреляют в простых людей, которые
переходят границу, спасаясь от холода.
- Но надо как-то разрулить эту
ситуацию, - нерешительно сказал Эммерих.
- А то в Мексике картину бойкотируют.
- Давай сделаем, что наш
мудрый вице-президент простил Мексике
весь их долг, и тогда они нас пустили, -
предложил Джеффри.
- Годится, - сказал Роланд. -
Все, иди, работай. Я звоню на студию.
***
Как выяснилось, отсутствие
Девлина на Эммериха никак не повлияло.
Все свои последние "блокбастеры"
он печет как пирожки по совершенно
одинаковой схеме, тупизна которой была,
вероятно, тщательно рассчитана на
мощном тупизмометре. В данном случае
никаких неожиданностей не произошло:
очередной великий ученый, который
предупреждает весь мир, очередной весь
мир, который не верит великому ученому,
очередная великая ката-клизма Нью-Йорку
и заодно всему миру, после чего
тягомотное раскручивание до предела
сопливой истории о том, как папашка
обретал сынульку, причем режиссер
очень трогательно оберегает картину
даже от намека на какую-нибудь свежую и
хоть на миллиграмм оригинальную мысль.
Что
интересно, в "Дне независимости" была
хоть пара прикольных актеров: Уилл Смит и Джефф Голдблюм. Но начиная с "Годзиллы",
Эммерих решил отказаться от харизматиков, поэтому набирает в свои фильмы только
кошмарную серость, ну или делает таковой хоть сколько-нибудь приличных актеров.
В данном же случае и приличных нет ни одного. Дэннис Куэйд с лицом анонимного
алкоголика похож на ученого примерно так же, как я на Майкла Джексона. Его актерская
"игра" заключается в том, что он весь фильм таскает туда-сюда суровое
выражение на лице. Кошмарный Джейк Гилленхаал, который по унылости физиономии
и бездарности успешно соревнуется с любимым мужчиной Дэми Мур, натужно пытается
изобразить какие-то эмоции, "спасаясь" в здании библиотеки. Всякие
президенты и вице-президенты - вполне под стать основным персонажам. Но хоть
не Билл Пулман - уже хлеб.
О сценарии и логической
составляющей уже тем более не будем
говорить, потому что логика и Эммерих -
понятия совершенно несовместимые.
Многие критики соревнуются в
перечислении откровенных дебилизмов
сценария, но я этим заниматься не буду.
Бессмысленное времяпрепровождение. Ну
хочется Эммериху, чтобы по пятой авеню
катался совершенно пустой русский
корабль "ИДР 627" (вероятно, он имел
в виду "И Другие") - да пускай
катается. Нам с Бубликом не жалко.
Хочется ему, чтобы главные герои
спаслись от стоградусного мороза в
здании библиотеки, прикрытые хлипкой
дверкой с щелью внизу, - пускай спасутся,
мы только рады. Только не нужно это
называть "научной фантастикой" -
это оскорбляет и ученых, и фантастов.
Называйте это девиациями Роланда
Эммериха - будет отличное определение.
Теперь о том, ради чего
многие смотрят этот раствор гамбургера
в кока-коле. Спецэффекты. Они есть, как
обычно. Впрочем, Эммерих со своим
привычным развалом Нью-Йорка уже
слегка утомил, однако в странах
арабского мира картина все равно будет
пользоваться большой популярностью.
Нью-Йорк замочили вполне эффектно, хотя
и совершенно традиционно. Плохо только,
что все эти торнадо, цунами и
мгновенное обледенение, от которого
вприпрыжку убежали главные герои,
показаны в трейлере, а кроме этого
смотреть-то абсолютно нечего.
А
вот за волков, легко запрыгивающих со льда на палубу огромного сухогруза и носящихся
туда-сюда по лестницам, Эммериху снижаем оценку по спецэффектам на целый балл.
Не потому, что это идиотизм, а потому что нарисовано отвратительно, что с данным
режиссером бывает довольно редко. Мне эти мультяшки напомнили "Американского
оборотня в Париже", и это позор для столь высокобюджетного фильма.
Резюмирую. Все тот же Эммерих.
Все та же неимоверная тупизна со
спецэффектами. Вот только приличные
актеры исчезли совсем. Ну, может, оно и к
лучшему. В таком варианте картины
Эммериха обретают какую-то цельность...
Кстати, старина Роланд не забыл
включить в фильм сцену поцелуя главных
героев на фоне горящего камина. Кота
Бублика на этой сцене от внезапного
приступа тошноты спасло только то, что
героиня почему-то не произнесла фразу:
"Обними меня, дорогой, я вся горю".
Но почему Эммерих не включил в сценарий
подобную фразу - для меня загадка.
Вероятно, просто элементарный
недосмотр.
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|