Драма "Инстинкт" (Instinct).
Режиссер - Джон Тертлтауб. В ролях -
Энтони Хопкинс, Кьюба Гудинг-младший,
Дональд Сазерленд. США. 1999.
Прежде
чем мы начнем говорить об этом фильме, я
бы хотел прокрутить вам звукозапись
одного секретного разговора, который
состоялся между продюсерами фирм Spyglass
Entertainment и Touchstone Pictures. Запись раздобыл
наш секретный агент, имя которого не
разглашается в интересах его
собственной безопасности. Итак,
слушаем...
(звук отодвигаемого кресла)
- Ну, здорово, старый [вырезано
цензурой].
- У меня, Бен, между прочим,
этот [вырезано цензурой] еще есть, а вот
что у тебя осталось кроме этой студии -
я не в курсе.
- Ладно, Пит, проехали. Ты, как
я погляжу, стал важной шишкой, и к тебе
теперь просто так не прислонись.
- Ко мне никогда никто не
прислонялся, да будет тебе известно.
(кресло еще раз отодвигается,
причем делается это с явным
возмущением)
- Ну хватит, Пит, не кипятись.
Я же тебя позвал для делового разговора.
Хочешь выпить?
- Выпить? И что ты мне можешь
предложить? Если бурбон, то сам пей это
пойло.
- Хмм... А что предпочитает
господин Великий Продюсер?
- Только скотч.
- Как скажешь.
(слышен гудок селектора)
- Мисс Пигги, принесите один
скотч для Пита и бурбон, как обычно, для
меня.
- Хорошо, шеф.
(молчание)
- Короче, Бен, зачем звал? У
меня времени - вовсе не сады.
(тяжелый вздох)
- Видишь ли, Пит, я уже стар.
(смешок Пита)
- И что? Ты мне хочешь
передать все свои акции?
- Знаешь, сынок, если ты
собираешься вот так вот продолжать
язвить, то лучше сразу убирайся отсюда.
Я найду другого партнера!
- О, о! Взорвался, как атомный
котел. Вот теперь узнаю прежнего Бена. А
то я и правда думал, что ты уже свой [вырезано
цензурой] потерял.
(молчание)
- Так вот, Пит, на закате
карьеры я хочу снять эпохальный фильм.
- Бен, вынужден тебя огорчить,
"Клеопатру-2" - то есть "Гладиатора"
уже снимают.
- Подумаешь... Вовсе не
обязательно снимать что-нибудь
историческое. Ты вспомни "Молчание
ягнят" - какой фурор произвела эта
картина, а обошлась, между прочим, в
копейки.
- Ага, только снял ее "Орион",
а не мы.
- Ты подбираешься к самому
главному, Пит.
(слышен звук открываемой
двери и писклявый голос секретарши
произносит)
- Ваша выпивка, джентльмены.
(в комнате раздаются звучные
глотки)
- Пит, мы должны всех
обставить!
- Согласен, Бен.
- Мы должны снять что-то
совершенно хитовое, но за небольшие
деньги. Например, "Полет над гнездом
кукушки".
- Не хочу тебе расстраивать,
Бен, но этот роман уже экранизировал
какой-то еврей из Венгрии.
- Пит, ты меня за идиота
считаешь? Я даже смотрел этот фильм!
- Иди ты!
- [вырезано цензурой] буду!
- Так я не понял, ты хочешь
снять ремейк? Не делай этого, Бен. Вон,
Дуглас 20 лет после этого фильма с
папашкой не разговаривал, потому что
Кирк обиделся, что главная роль
досталась Николсону, а не ему. Ты хочешь,
чтобы твой сын с тобой двадцать лет не
разговаривал, если ему не достанется
главная роль в твоем фильме?
- Если моему сынульке
достанется главная роль в моем фильме,
то со мной после этого лет двадцать не
будет разговаривать вся мировая
общественность.
- Кстати, да. Актер он - просто
никакой.
- Поэтому забудем о моем
сынишке, Пит, и будем говорить о
звездном актерском составе.
- Ага-а-а-а! Ты решил вложиться
в блокбастер?
- В него, Пит, в него.
- Тогда излагай, что ты хочешь.
- Надо идти беспроигрышным
путем. Берем два самых нашумевших
фильма - "Молчание ягнят" и "Полет
над гнездом кукушки" и делаем нечто
среднее.
- Это как?
- В главной роли будет
Хопкинс. С его агентом я говорил,
теоретически это вполне возможно.
Хопкинс будет играть очередного
доктора-убийцу и тоже будет водить за
нос молодую девчушку, которая должна
эти убийства разгадать.
- Бен, ты с ума сошел! Орион
сейчас снимает продолжение "Молчания
ягнят". Мы облажаемся по полной
программе!
- Да брось ты, Пит, не
облажаемся. Доверься старику Бену.
Значит если нельзя девчушку, тогда
возьмем какого-нибудь мальчишку. Или
наоборот - зрелого психиатра, который
блестяще разгадает игру доктора.
Кстати, у меня же контракт с
Сазерлендом! А он психиатра сыграет
блестяще!
- Хмм... Мысль неплохая, но
доктор, разгадывающий Хопкинса, должен
быть молодой. Так интереснее. А
Сазерленд будет его наставником.
Только доктора надо взять чернокожего...
Чего ты такую рожу скорчил?
- А без чернокожего никак
нельзя?
- Милый, ты что - первый день в
кинобизнесе? А аудитория? Хочешь, чтобы
черные твою картину бойкотировали?
- Увы, Пит, ты прав. Возьмем
чернокожего доктора. Кого?
- Помнишь парня, который
играл в "Куда приводят мечты" сына
Уильямса?
- Помню.
- Как он тебе?
- Обычный нагловатый
афроамериканец.
- Вот его и возьмем. Будет в
самый раз.
- Ладно, уговорил. Значит
парень будет разгадывать игру Хопкинса,
который совершил преступление.
- Стоп, Бен, обычное
преступление нельзя! Надо что-то
особенное. Социальное! Давай он будет
геем, убившим другого гея?
- Сэр Энтони Хопкинс будет
играть гея? Да он нам сценарий в задницу
засунет!
- Ну, я не знаю. Тогда
придумывай сам.
- Давай лучше возьмем чего-нибудь
нейтральное. Гринпис какой-нибудь,
экологию, мать ее.
- Лучше животных. Пускай
Хопкинс изучает слонов, а потом убивает
пару браконьеров.
(молчание)
- Мысль, кстати, довольно
хорошая. Только слонов снимать мы
утрахаемся. Пускай лучше изучает что-то
менее громоздкое.
- Ну только не бабочек!
- Я и не говорю, что бабочек.
Давай возьмем бобров или обезьян.
- Лучше обезьян. Они хоть
дрессировке поддаются. Кроме того, у
нас после одного из фильмов осталась
куча костюмов горилл. Выглядят - как
настоящие.
- О! Шикарная мысль. Значит
пускай он изучает обезьян и проживет
годик-другой в обезьяньем стаде...
- И трахнет какую-нибудь
симпатичную обезьянку.
- Пит, я тебе больше не
наливаю. Что ты несешь? Какой секс? Мы
делаем хитовое кино для всех возрастов!
- Ну, как скажешь. Тем более,
что Хопкинс вряд ли согласится
трахнуть обезьянку. И что дальше?
- Дальше прибегают
браконьеры - трах-бабах, всех обезьян
перестреляли, а Хопкинс в гневе убивает
десяток-другой браконьеров голыми
руками.
- Живописно.
- Затем Америка требует его
выдачи, Хопкинса туда привозят и сажают
в психбольницу.
- Аа-а-а-а, так вот чего ты "Полет
на гнездом кукушки" вспомнил!
- Ну да. Там психи, жуткие
условия, гады-надзиратели и все такое, а
Хопкинс выступает духовным лидером и
организатором беспорядков.
- Кстати, ты в курсе, что
Хопкинс ненавидит, когда в его роли
слишком много слов? Его агент слова
считает и выставляет неустойку, если в
одном эпизоде больше сорока слов!
- Серьезно?
- Ну да. Мне продюсер "Молчания
ягнят" рассказывал. Им даже пришлось
в паре эпизодов на него маску надеть,
чтобы компенсировать перерасход,
который был в других эпизодах.
- Мда... Впрочем, не проблема.
Хопкинс будет настолько потрясен
случившимся, что половину фильма
просто станет молчать.
- Это мысль. А говорить будет
негр. Он с нас за это дополнительно
ничего не возьмет.
- Ну чего, Пит, по-моему,
вполне наклевывается.
- Ага. Только еще надо будет
пустить любовную линию негра...
Например, пускай он знакомится с дочкой
Хопкинса и ее трахнет.
- Я категорически против.
Негра на главную роль я еще возьму, но
не позволю ему трахнуть белую женщину!
- Бен, да ты - расист!
- Ничего подобного! Но
трахнуть белую женщину я ему не разрешу!
- Ну, как скажешь. Твое кино,
все-таки. Ну тогда давай Сазерленда
сделаем крупным негодяем. Надо же как-то
оживить сюжет.
- Черта с два, Пит. Я же с ним
давно дружу. Наоборот - он будет очень
симпатичный врач-психиатр, наставник
негра.
- Я бы на твоем месте все-таки
вставил пару крутых эпизодов.
- Блин, Пит, ну ты замучил!
Хорошо! Давай сделаем так, что Хопкинс
будет сидеть не в психбольнице, а в
психиатрическом отделении тюрьмы! Вот
тогда и наворотим вокруг нее все, что
хотим. Всякие ужасы и так далее.
- Это мысль. Но еще нужны кое-какие
красивые натурные съемки.
- Ну, здрассте! Пит, я же
сказал, что Хопкинс два года изучает
крокодилов в Африке...
- Обезьян.
- Чего?
- Мы договорились, что он
изучает обезьян.
- А-а-а-а... Ну, обезьян. Какая
разница? Главное, что в Африке. Я через
месяцок туда отправлю своего оператора,
он наснимает несколько красивых видов
и пейзажи будут - не ходи купаться.
- Вот это хорошая мысль. И
тебе психологизм, и тебе виды. Глядишь,
Оскара отхватим.
- И не одного, я тебя уверяю,
Пит. Старик Бен твердо настроился
сделать шедевр!
- Слушай, Бен, а как же
основная мысль?
- Какая, [вырезано цензурой],
основная мысль?
- Ну, что, собственно, у него
будет выяснять этот негр? Какое
откровение ему выскажет Хопкинс? Что он
узнал у этих обезьян?
- Блин, Пит, ну ты все-таки еще
мальчик совсем, хотя и продюсер. Какая
разница, что он ему наплетет? Какой-нибудь
мир во всем мире, берегите природу, мать
вашу, не стреляйте в обезьян на
рассвете, прочь из города, снимайте
штаны и скачите по травке! Какая
разница? Пускай плетет, что угодно.
Зрители все схавают, еще и рыдать будут.
- ОК. Хэппи-энд будем делать?
(молчание)
- Что ты на меня так смотришь,
Бен?
- Знаешь, Пит, я уже думаю, что
в тебе ошибался. Ты чего задаешь
идиотские вопросы. Ты вообще в
Голливуде находишься или где?
- А что?
- Да ничего, [вырезано
цензурой]! Конечно, у нас будет хэппи-энд!
Хопкинс должен встретиться с дочуркой,
которую раньше не понимал, слюни-сопли
и пускай он ей подарит что-нибудь очень
трогательное. Например, ее детскую
фотографию.
- Бен, да ты что? Мужик же весь
фильм шляется по тюрьмам. Где он эту
фотографию будет хранить? В заднице,
что ли? Это уже было в "Криминальном
чтиве".
- Меня не волнует, где он ее
будет хранить. Пускай просто достанет и
покажет. Зрители все схавают.
- Ну, как скажешь. А концовка?
Хопкинс кроватью проламывает окно и
убегает к своим обезьянам в Африку?
- О! Молодец! Именно так и
сделаем!
- Ты что, Бен, издеваешься? Это
же было в "Полет над гнездом кукушки"!
Только он рукомойником окно пробил.
- Да наплевать. Пускай не
кроватью окно вышибает, а подточит
петли отращенным ногтем - мне все равно!
Главное, чтобы он сбежал и прискакал к
своим обезьянам.
(снова раздается звонок
селектора)
- Все, Пит, прости, у меня
следующая встреча через пять минут.
Короче, мы договорились: занимайся
сценарием в том ключе, который мы
наметили. Через неделю все бумаги будут
подготовлены и начинай производство.
- ОК, Бен, все будет так, как ты
захочешь. Я чего-то и сам загорелся этим
фильмом. Только как его назовем?
- У меня есть шикарное
название - "Основной инстинкт". То
есть инстинкт жизни и все такое.
- Бен, это название уже было.
- Блин, Пит, что ты меня
всякими мелочами мучаешь? Ну, назови
его просто "Инстинкт". Что ты,
мальчик, что ли?
- ОК, Бен, все будет сделано.
Счастливо.
- Удачи, мальчик мой.
***
Вот такой разговор состоялся
между продюсерами двух известных
киноконцернов. Как вы уже догадались,
фильм был снят. Причем был снят именно
так, как и хотел Бен. Поэтому я не буду
подробно рассказывать об этом фильме,
ибо из разговора и так уже понятно, что
именно там наснимали. Скажу только то,
что фильм мне не понравился, хотя я его
даже смотрел на большом экране. Я очень
люблю Хопкинса, но он явно стал
заложником плохого сценария. Все
одинаковое, ни одной по-настоящему
оригинальной мысли. Психическое
отделение в тюрьме - слабая пародия на
"Полет над гнездом кукушки". Все
повороты сюжета сделаны по настолько
проторенной дорожке, что просто
воротит. Сцена неповиновения,
инициатором которой выступает Хопкинс,
с точки зрения постановки просчитана
просто до миллиметра и от этого в
лучшем случае становится ужасно
подражательной, в худшем - просто
пошлой.
Вообще весь фильм оставляет
впечатление, что мы имеем дело с
тщательно разработанным сценарием
поведения зрителей. Вот здесь зритель
должен заплакать, вот здесь -
засмеяться. Вот там - в гневе сжать
кулаки, а на этой минуте - зарыдать в
тоске и начать рвать на себе волосы с
криком: "Мама! Боже мой! Почему я
впустую потратил лучшие годы своей
жизни? Почему я не снял штаны и не
убежал в леса?!"
И от этого фильм не
становится хорошим. Лично у меня он
оставил впечатление, что над зрителями
просто издеваются, как над теми
обезьянами в лесу. Но поскольку мои
реакции идут не от животных рефлексов (на
что явно рассчитывали создатели фильма),
а от башки, то честное слово - я не
плакал, не сжимал в бессильном гневе
кулаки и не давал клятву убежать в леса.
Нужно ли смотреть этот фильм?
Лично я считаю, что вы ничего не
потеряете, если его не посмотрите. Это
действительно довольно жуткая смесь из
нескольких фильмов, хотя, вроде, и
базируется на оригинальной новелле
Даниэля Куинна. Хопкинс - вторичен,
Кьюба Гудинг свою роль играет так, как
он ее должен играть по сценарию, но я
вообще не люблю этого актера. Сазерленд
играет очень хорошо, но у него роль
эпизодическая. На большом экране там
смотреть вовсе нечего, потому что пару
красивых видов Африки вы можете
увидеть в любом другом фильме на эту
тему.
Короче говоря, мне не
понравилось. Фильм явно претендует на
звание "правильного", но вся эта
"правильность" - результат
тщательного и довольно циничного
просчета, что лично меня совершенно не
устроило. Причем я отнюдь не возражаю
против "правильных" фильмов.
Например, "Восток-Запад" при всей
своей "правильности" и
рассчитанности - мне, в общем,
понравился. А этот шедевр... "Инстинкт"
слишком вторичен и снят по слишком
слабому сценарию, чтобы хоть как-то
понравиться. Несмотря на довольно
хороший подбор актеров.
Впрочем, там есть буквально
пара хороших эпизодов, но их наверняка
покажут в рекламном анонсе этого
фильма.
Резюмирую - слабенькое кино,
пыжащееся выглядеть сильненьким.
Троечка. Ну, из-за Сазерленда могу
поставить плюсик. А Хопкинсу следует
более тщательно подбирать себе роли. Не
такого калибра актер, чтобы
соглашаться на явную дешевку.
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|