Криминальная трагикомедия
"Великолепная афера" (Matchstick Men)
Режиссер - Ридли Скотт. В ролях -
Николас Кейдж, Сэм Рокуэлл, Элисон
Ломан, Брюс Олтмен. США. 2003. 116 мин.
Рой
(Николас Кейдж) и Фрэнк (Сэм Рокуэлл) -
артистичные жулики. Их жанр - аферы и
мошенничества различных масштабов.
Благородство не относится к числу их
недостатков, поэтому Рой и Фрэнк "обувают"
кого угодно: стариков-пенсионеров,
замученных жизнью домохозяек, вдов,
только что потерявших мужей, и так
далее. Схемы мошенничества, которые они
применяют, стары как мир. Ничего такого
революционного, вроде
государственного займа, они не
изобретают, а используют обветшалые
уловки, которые срабатывали,
срабатывают и будут срабатывать -
просто из-за человеческой доверчивости.
А также потому, что, как говорил Энди
Таккер, если ты фермер, то тебе на роду
написано быть обманутым.
Однако
даже совершенно типовые и стандартные
мошенничества у Роя с Фрэнком
прокатывают без особых проблем - прежде
всего благодаря слаженности и
артистичности их дуэта. Когда Рой
запинается - Фрэнк подхватывает, если
Фрэнк сбивается - Рой приходит на
помощь. Эти два парня отлично друг
друга понимают, несмотря на то что они
очень и очень разные. Рой - законченный
псих. Он страдает агорафобией - боязнью
открытых пространств, - совершенно
помешан на чистоте, у него нервный тик, и
Рой полностью зависим от таблеток,
которые прописал его психоаналитик.
Если Рой не примет вовремя таблеточку,
его начинает с такой силой колбасить,
что уже не до афер.
Фрэнк
- совсем другой. У него психика в полном
порядке, и Фрэнк идет по жизни твердой
поступью человека, не боящегося
бытовой грязи на открытых
пространствах. Таким образом, они
отлично дополняют друг друга: Рой, в
силу тонкой нервной организации,
выступает как бы мозговым центром, а
Фрэнк берет на себя задачу успокаивать
Роя, проводит подготовительную работу
и выполняет все указания головастого,
но психованного подельника. И в таком
режиме их аферистический процесс идет
практически без сбоев.
Но,
как водится в подобных случаях,
случилось страшное! У Роя пропал его
психоаналитик. Совсем пропал, то есть
полностью. Сменил адрес и номер
телефона, а данных никаких не оставил.
Рой в шоке, в панике, в полном смятении!
Ладно еще - психоаналитик пропал! Но
этот псих не смог проанализировать
хотя бы тот факт, что у Роя
заканчиваются волшебные таблеточки, и
если эти запасы не восполнить, то Рой
превратится в кошмарное чудовище,
которое с утра до вечера будет драить
квартиру, нервно подергивая своим
тиком, а потом забьется в угол и станет
вспоминать бескрайние нивы и веси,
обливаясь при этом потом от ужаса.
Однако
Фрэнк не бросил друга Роя в бесконечной
борьбе с микробами! Он быстро нашел ему
нового психоаналитика - доктора Кляйна
(Брюс Олтмен): тот проанализировал Роя,
выдал ему синенькие таблеточки, и Рой
довольно быстро пришел в норму. Кроме
того, доктор Кляйн порекомендовал Рою
связаться со своей дочкой, которую он
никогда не видел (жена ушла от Роя много
лет назад, будучи беременной), - мол, это
его успокоит. Рой знакомится с дочкой
Анжелой (Элисон Ломан) и...
И
вот тут все и завертелось! Потому что
дочка, с одной стороны, изменила жизнь
Роя: он стал меньше дергаться, смирился
с мыслью о том, что некоторым микробам
все-таки можно разрешить пожить в своей
квартире, а также перестал нервно икать
при виде картины Петрова-Водкина "Несжатые
нивы". С другой стороны, дочка
довольно быстро выяснила, чем
занимается ее неожиданно обретенный
папаша, и потребовала обучить ее
премудростям аферистского мастерства.
Рой поначалу, конечно, сильно возражал,
ведь ему всегда казалось, что юной
девушке необходимо следовать совсем
другим моральным принципам - по крайней
мере, до окончания школы, - однако
Анжела так настаивала, что все-таки
настояла на своем, и теперь Рой обучает
дочурку секретам "обувания"
ближних. Кроме того, на горизонте у двух
жуликов засветила неплохая афера на
сотню тысяч фунтов стерлингов с одним
богатеньким буратиной, и помощь Анжелы
будет вполне нелишней...
***
В
российском прокате название фильму
дано крайне неудачно, и это здорово
сбивает зрителей с толку. Прямой
перевод англоязычного названия Matchstick
Men как "Люди-спички" - тоже не
лучший вариант, но "Великолепная
афера" - это уж точно полный бред,
потому что фильм не об этом. Да-да, я тут
целую страницу распинался о двух
аферистах, а теперь заявляю, что фильм
не об афере. В чем тут дело?..
Дело
в том, что "Великолепная афера"
довольно значительно отличается от
других фильмов подобного жанра. Обычно
режиссеры, когда делают кино об
аферистах, сосредотачиваются сначала
на подробном изложении процесса
подготовки, а затем тщательно и
волнующе демонстрируют реализацию
блестящего (или тусклого) плана. Здесь -
все не так. Несмотря на то что некая
афера действительно является
составляющей частью сюжета - суть
фильма вовсе не в афере. Зрители даже
толком не поймут схему этой аферы -
точнее, им об этом не расскажут. Суть
фильма совсем в другом. Человеческие
взаимоотношения, психология, смена
взглядов под воздействием внешних
обстоятельств, любовь и предательство
и так далее.
Нет,
морализаторства там особого как раз
нет. Все изложено аккуратно и грамотно.
Просто некоторым образом исследована
определенная жизненная ситуация,
заданы какие-то вопросы и на них даны
некие ответы. Впрочем, не хочу сказать,
что вас там ждут какие-то изрядные
глубины психологии - это не так. Но что-то
исследовательски-психологичное в этом
фильме есть.
Почему
Ридли Скотт? Это создатель "Ганнибала",
"Гладиатора", "Черного дождя",
"Тельмы и Луизы", "Бегущего по
лезвию бритвы", "Чужого" и "Дуэлянтов"?
Похожа ли "Великолепная афера" на
эти фильмы? Этого вопроса можно было бы
не задавать, потому что фильмы Ридли
Скотта не похожи один на другой.
Сравните, например, "Гладиатора" с
"Тельмой и Луизой", а также "Ганнибала"
с "Черным дождем". Так и "Великолепная
афера" - совершенно отдельный фильм.
Достаточно камерный, не сильно
динамичный (в данном случае это вовсе
не упрек) и - неплохой. Вполне неплохой.
Даже хороший. Потому что это весьма
нестандартное решение фильма об
аферистах. Аферы как таковой
практически нет. Но зато есть сами
аферисты - со всеми их тараканами.
Николас
Кейдж в этом фильме играет блестяще. Я
не особый его поклонник, но здесь Кейдж
пустился в довольно смелый эксперимент
- и победил. Все-таки это не комедия, и
сыграть подобного психопата так, чтобы
зрители прониклись к нему сочувствием,
очень и очень непросто. Тем более в
партнерстве с Сэмом Рокуэллом - актером
ярким, заметным и весьма талантливым.
Но здесь Рокуэлл остался, в общем, на
заднем плане. Хотя сыграл свою роль, как
обычно, уверенно и очень
профессионально. Но Кейдж - великолепен.
Нервный тик, комплексы, агорафобия,
сдвиг на чистоте, таблеточки, другие
комплексы, неожиданно возникшая дочка,
аферы, проблема кассирши в универмаге -
все это сыграно блестяще! Мне стал
действительно нравиться Кейдж. "Адаптация"
явно пошла ему на пользу. Он
адаптировался к интересным ролям. А то
все эти боевые красавчики с глазами
загнанной лани - утомляли. Здесь же -
очень интересная и весьма сложная роль.
Мне
понравился этот фильм. Стандартная
история аферистов вряд ли была бы
интересной. Ее столько раз разжевывали-пережевывали,
что сказать здесь что-то новое
невозможно. Но Ридли Скотт в данном
случае ухитрился остаться вполне
оригинальным. Страдания и
перевоспитание Роя смотрятся намного
интереснее, чем какой-нибудь
криминально-детективный сюжет. Его
взаимоотношения с дочкой и Фрэнком
тоже весьма забавны.
Оригинальность
для фильма - в сегодняшнем мире
ремейков, сиквелов, приквелов, ремиксов
и прочих вторичных поделок третично-четверичного
периода - это уже большой плюс.
Прибавьте к этому уверенную
профессиональную постановку самого
Ридли Скотта и отличную игру актеров -
получите "Великолепную аферу". Она
не великолепная и не афера. Но
смотрится очень хорошо.
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|