Криминальная комедия "Игры
джентльменов" (The Ladykillers)
Режиссеры - Итан Коэн, Джоэл Коэн. В
ролях - Том Хэнкс, Ирма Холл, Марлон
Уэйанс, Джонатан Симмонс, Чжи Ма, Райан
Херст. США. 2004. 104 мин. Бюджет: $35 млн.
Сборы по миру: $77 млн.
Он уже читал вам стихи?
Обволакивал цитатами?
Маргарита Паллна
Тихий
южный городок на берегу Миссисипи
неподалеку от Нового Орлеана. Сонная
провинциальная жизнь, опухший от
безделья и постоянного сна шериф,
протяжные гудки буксиров,
транспортирующих по реке огромные баржи
с мусором. Марва Мансон (Ирма Холл) -
почтенная пожилая афроамериканка, чья
жизнь находится в полном согласии со
стилем существования этого городка.
Мистер Мансон покинул этот мир уже
довольно давно, и миссис Мансон коротает
свой век в отличном доме с видом на реку в компании с котом Марципаном
и портретом мистера Мансона. Почтенная
миссис сдает одну из комнат своего дома
и даже имеет возможность заниматься
благотворительностью: раз в месяц она
выписывает чек на пять долларов
Университету Боба Джонса.
Предыдущий
жилец миссис Мансон съехал, и комната
некоторое время пустовала, как вдруг в
дверь дома почтенной леди постучался новый
постоялец - профессор Голдуэйт
Хиггинсон Дорр (Том Хэнкс),
преподаватель греческого и латыни.
Профессор приехал в этот провинциальный
городок, чтобы отдохнуть душой и
предаться размышлениям. О нет, мадам, он
вовсе не шумный жилец, нет! Профессор тих,
как ветерок у реки в полуденный зной. Его
ум занят анализом различных аспектов
бытия, а тонкая мыслительная ткань не
нуждается в подпитывании громкой
пульсирующей музыкой вроде той, которую
сейчас слушает эта ужасная молодежь,
дорогая леди, я с вами совершенно
согласен, дорогая леди.
Нет,
музыку как таковую профессор любит.
Более того, он даже участвует в ансамбле.
Но пусть милая миссис Мансон не пугается.
Жутковато, грязновато, шумновато и
длинноволосо звучащее слово "ансамбль"
не имеет ничего общего с тем клубом
одиноких сердец, в котором состоит
профессор. Их ансамбль играет
исключительно старинную музыку - тихую и
умиротворяющую. Камерная музыка эпохи
позднего Возрождения, мадам, я бы даже
сказал - рококо...
Профессор,
разумеется, не собирается создавать
своей музыкой какие-то неудобства
дорогой леди Мансон. В ее доме есть
подвал. Отличный глубокий подвал. Его
профессор - разумеется, с позволения
любезной миссис - и будет использовать
для репетиций своего ансамбля. И ни один
звук, даже тихого и мелодичного рококо,
не потревожит ушей почтенной матроны.
Разумеется,
миссис Мансон очарована профессором.
Такое воспитание, такое образование, ум,
манеры, галантность и такт - о таком
постояльце можно только мечтать! Плюс -
профессор был настолько любезен, что
самолично полез на дерево за котом
Марципаном, чтобы вернуть его в лоно
святой католической церкви, то есть в
дом пожилой хозяйки. Поэтому Марва,
практически не колеблясь, сдает
профессору комнату и разрешает ему
вместе с остальными любителями камерной
музыки стиля рококо репетировать в
подвале.
Но
старушка не знает, что за благообразной
и медоточивой внешностью профессора
Дорра скрывается хитрый и коварный
преступник, задумавший невиданную аферу!
В штате Луизиана, где расположен этот
городок, запрещено открывать заведения
с азартными играми. Точнее, на земле
штата Луизиана запрещено открывать
подобные заведения. Но о воде в законах
ничего не сказано, а раз не запрещено -
значит, разрешено. Поэтому по ночам
вдоль городка по Миссисипи курсирует
пароход, на борту которого расположено
казино. Под утро пароход швартуется,
сгружает выручку в специальное
подземное хранилище и стоит на приколе до вечера.
Дом миссис Мансон стоит неподалеку. Если прокопать
лазейку, то можно упереться прямо
в обычную кирпичную стену, за которой
стоят шкафы с деньгами.
Так
что план профессора достаточно прост.
Нужно прокопать из подвала почтенной
леди подземный ход, расковырять стену,
забрать деньги, заделать стену,
замуровать ход и убраться с деньгами
восвояси. Разумеется, в одиночку
профессору это все проделать не под силу.
Тем более что он - ум всего предприятия, а
вовсе не рядовой исполнитель. Поэтому
профессор набирает в шайку четырех
помощников.
Во-первых,
это бывший вьетнамский генерал (Чжи Ма),
который в совершенстве владеет
стратегией и тактикой, непрерывно курит
и способен на решительные действия. Во-вторых,
это Гарт Пенкейк (Джонатан Симмонс) -
слегка туповатый мужичок, однако
знающий, как он сам утверждает,
подрывное дело. В-третьих, это Гауайн
Максэм (Марлон Уэйанс) - придурковатый
афроамериканец, который исполняет роль
"крысы": он работает в казино
уборщиком и выведывает нужную
информацию. Ну и в-четвертых, это Ламп
Хадсон (Райан Херст) - совершенно
примитивное, хотя и весьма мышцатое
создание, которому в данном предприятии
отводится роль грубой рабочей силы.
***
Хоть
это и достаточно нехарактерно для
Коэнов, однако данный фильм - ремейк.
Причем ремейк крайне известного и, можно
даже сказать, классического
английского фильма с таким же названием
(The Ladykillers),
снятого в 1955 году. Роль профессора тогда
играл Алек Гиннесс, а
роль одного из подельников профессора
исполнил Питер Селлерс (легендарный
инспектор Клузо из "Розовой пантеры").
Англичане,
когда узнали о том, что в Голливуде
собираются снимать ремейк этого фильма,
были сдержанно-недовольны. (Представьте,
как реагировали бы в России, узнав о том,
что в Голливуде собираются сделать
ремейк на "17 мгновений весны", где
Штирлица будет играть Брюс Уиллис,
Мюллера - Кристофер Уокен, радистку Кэт -
Джулия Робертс, а Плейшнера - Дэнни
Гловер.) Одно из влиятельных английских
изданий разразилось язвительной
статьей на тему того, как в двадцатом
веке происходит насильственная
американизация европейских ценностей, и
в качестве одного из примеров приводила
"кощунственное" стремление сделать
ремейк одного из самых классических
английских фильмов. (Права на ремейк
этого произведения американцы купили в
1995 году.)
В
Голливуде, чтобы лишний раз не злить
англичан, от сценаристов потребовали
максимально изменить время и место
действия, антураж и даже характеры
главных персонажей. Сценарий прошел
несколько рук и в конце концов оказался
у братьев Коэнов, которые этим проектом
весьма заинтересовались. И Коэны,
известные своей любовью к югу
Соединенных Штатов, почтенную
английскую леди превратили в типичную
южную афроамериканку, подельников
профессора полностью изменили, создав
целый паноптикум забавных типажей, а
место действия и диспозицию ограбления
перенесли в типичный южный городок,
антураж которого стал важной частью
повествования.
Откуда
взялся Том Хэнкс? Как выяснилось, Том
давно устал от бесконечных ролей
хороших парней и решил для разнообразия
сыграть хотя бы парочку негодяев. Одного
из них он сыграл в "Проклятом
пути", а другого пожелал сыграть
именно у Коэнов, так как мерзавцы в их
фильмах - наиболее колоритные и
запоминающиеся (в этом я с Хэнксом
совершенно согласен). Когда в студии
выяснили, что главную роль в ремейке
готов играть сам Том Хэнкс, чье имя
является стопроцентной гарантией
отличных сборов, проекту дали "зеленый
свет". Правда, поначалу не было ясно,
кто именно сядет в режиссерское кресло,
а кто в продюсерское, - проектом
занимались и братья Коэны, и их давний
приятель и подельник Барри Зоненфельд. В
конце концов было решено, что Зоненфельд
останется продюсером, а Коэны станут
режиссерами.
Кстати,
и это довольно интересный момент, The
Ladykillers - первая картина, где оба Коэна
стоят в титрах и как режиссеры, и как
продюсеры. Во всех остальных своих
картинах Джоэл в титрах именовался
режиссером, а Итан - продюсером. Что
сейчас изменилось - неизвестно, потому
что Коэны традиционно не дают никаких
ответов на подобные вопросы.
Итак, что собой представляет
новый фильм 2004 года?..
Сразу
оговорюсь, оригинал я не смотрел,
поэтому сравнивать эти два фильма не
буду. Однако к ремейкам отношусь вполне
спокойно и благожелательно, потому что
могу назвать как минимум несколько
ремейков, которые были если и не лучше
оригинала (а есть и те, которые были явно
лучше, на мой взгляд), то по крайней мере
демонстрировали новый и весьма
интересный взгляд на старый сюжет. Да и
плюс - речь идет о Коэнах: постановщиках,
которых ценит и мейнстримовая публика, и,
скажем так, элитарная. Эти ребята -
ироничны и умны. Кроме того, они отличные
режиссеры, каждый из фильмов которых
обладает очень яркой индивидуальностью.
Поэтому я надеялся, что даже ремейк в
исполнении Коэнов меня не разочарует...
Ожидания подтвердились. Коэны
не просто не разочаровали, а наоборот -
очаровали. Отличный фильм, блестящая,
очень стильная постановка, прекрасные
актерские работы!
Кто
удивил больше всех - так это Том Хэнкс! Я
уже говорил, что отношусь к нему хотя и с
уважением, но достаточно прохладно.
Несмотря на то что Хэнкс в каких-то
ролях мне нравился, типаж у него, на
мой взгляд, везде достаточно
однообразный. Точнее, однообразно-положительный.
Эдакий всеобщий любимчик, а это просто
неинтересно... Зато тут!.. Я уж не знаю, чья
это заслуга - самого Тома, Коэнов или их
вместе, - но профессор Дорр - это что-то
потрясающее! Мягкий голос, вкрадчивые
манеры, цветистая велеречивость в
сочетании с плоховатой дикцией,
восторженное цитирование стихов Эдгара
Алана По, нервическое похохатывание,
бархатное руководство мошеннической
операцией - такого прелестного
персонажа я давненько не встречал! И
правда, мошенники у Коэнов - это нечто! И
Хэнкс оказался вполне достоин данной
роли: он сыграл ее очень ярко и весьма
оригинально. Отличная роль, просто пять
баллов!
Второй
очень заметный персонаж - миссис Мансон.
На первый взгляд выжать что-то из
типичной пожилой афроамериканки-южанки
с ее уютным домиком, набожностью,
песнопениями, непременным котом и
портретом давно почившего мужа -
довольно сложно, потому что этот типаж
настолько традиционен, затаскан и
карикатурен, что остается просто
повторять давно навязшие на зубах клише.
Тем не менее Ирма Холл сумела сделать
почти невозможное: несмотря на вполне
традиционное изображение почтенной
матроны, она сыграла ее настолько ярко,
живо и естественно, что во многих
эпизодах просто хочется аплодировать.
Команда
профессорских "ястребов-убийц"
также весьма колоритна. Мрачный
вьетнамский генерал с неизменной
сигаретой во рту, которая неизменно "глотается"
при появлении миссис Мансон... Генерал
был особенно трогателен, когда
профессору в трудной ситуации пришлось
прибегнуть к его знанию восточной
философии...
Недотепа-подрывник
Гарт Пенкейк - просто блеск. Суровый "военный"
с 53-летней любовницей по имени Горная
Девушка, на поверку оказавшийся полным
поцем, да еще и страдающий довольно
редким синдромом... Актер Джонатан
Симмонс внешне очень похож на блистательного
Майкла Джетера (увы, уже покойного). К сожалению,
это не Джетер (Майкл сделал бы
из этой роли нечто фантастическое),
однако сыграно очень и очень достойно,
да и персонаж весьма забавный.
Парень-тормоз
Ламп Хадсон - классический парень-тормоз
со своими тормозными замечаниями.
Забавно, но не более того. Придурковатый
афроамериканец Гауайн сыгран Марлоном
Уэйансом в его обычной комедийной
манере: крики, вопли, мат-перемат,
идиотские рожи, нарочито дебильное
положение в руке выхваченного пистолета
(это уже было в "Не грози южному
централу...") и стремление делать
раньше, чем думать, а думать вообще
перестать из принципа. Ничего особенного, а точнее - все
это уже видано-перевидано сто раз. Тем не
менее как отдельная скрипка в ансамбле
музыки позднего Возрождения - вполне на
месте.
Постановка
- блестящая, и это вполне характерно для
Коэнов. Небольшие, но очень яркие
вкрапления юга, безмятежная Миссисипи,
неожиданные и очень красивые ракурсы
Моста, На Котором Заканчиваются Пути...
В общем, отличный фильм, я
получил большое удовольствие.
Постановка, актерская игра,
операторская работа - все на высоте. Плюс
- фирменный коэновский черный юморок,
который здесь весьма и весьма к месту.
Классный фильм, просто на пятерку!
***
***
|