Криминальная комедия "Ограбление
по-французски" (Crime Spree)
Режиссер - Брэд Мирман. В ролях - Жерар
Депардье, Харви Кейтель, Джонни Холидей,
Рено, Саид Тахмаоу, Ришар Боринже, Джоан
Келли. Франция-Канада. 2003. 95 мин.
- Как киношечка?
- Французы играют американскую жизнь.
- М-да... Искусство по-прежнему в большом
долгу.
Даниэль
Форе (Жерар Депардье) - крутой грабитель.
Точнее, он сам себя считает крутым
грабителем. На все дела он ходит с
приятелями - Жюльеном и Раймоном. Жюльен
худ и туповат, а Раймон - толстопуз и
придурковат. Таким образом, у Даниэля -
отличная команда, которая с блеском
заваливает одно ограбление за другим
так, что босс Даниэля - известный
криминальный авторитет Бастальди (Ришар
Боринже) - интересуется, не две ли у
Даниэля башки, потому что одну он при
таком подходе к делу точно скоро
потеряет.
После завала очередного
похищения Бастальди решил дать Даниэлю
последний шанс. Дело - верняк! Но не в
Париже, а совсем наоборот - в Чикаго.
Даниэлю нужно поехать в это захолустье,
чтобы грабануть ювелира Тейлора - как
сообщила наводка, мужичок держит в своем
сейфе драгоценностей на бешеную сумму.
Бастальди, учитывая сложность задачи,
обещает поделиться с Даниэлем
значительной частью денег - миллионом!
Правда, не уточняется, каким именно
миллионом - евро или долларов, но и в том,
и в другом случае - гуляем на всю, думает
Даниэль.
Однако
выясняется, что Бастальди не склонен
доверять такое важное дело только лишь
этой придурочной троице. Поэтому к ним
присоединяются еще три человека. Первый
- алжирец Сэми (Саид Тахмаоу), который
даже не говорит по-французски, но зато
говорит по-английски, так как родился
и вырос в Чикаго, а потом сбежал оттуда
во Францию, потому что кинул пару
чернокожих братьев и те обещали
оторвать парню обе виноградинки,
которые он по недоразумению считает
бейцами.
Второй
- крутой парень Марсель (Джонни Холидей).
Он - доверенное лицо Бастальди, и Марселя
приставили к этой команде придурков как
сдерживающее начало. Ну и третий - некий
Ноль (Рено): странный мужик, который
всегда говорит о себе в третьем лице, но
зато не расстается с пушкой, из которой
он очень и очень метко стреляет. Плюс -
Ноль никогда не задумывается над тем,
чтобы достать эту пушку, что в данном
случае также является весьма ценным
качеством.
Ну
и вся эта шобла-мобла отправляется в
Чикаго... Там их встречает некая Софи, с
помощью которой они разработали план
похищения. При этом французы в Чикаго
времени не теряют. Ноль чуть не
отстрелил интимные места местным
чикагским чернокожим братьям, а Раймон
спер тачку, принадлежащую главарю
местной латиноамериканской мафии.
Поэтому когда они, грабя квартиру
ювелира, обнаружили в квартире хозяина,
связали его, а потом выяснили, что это
вовсе не ювелир, а совсем наоборот -
главарь местной итальянской мафии
Фрэнки Заметти (Харви Кейтель), то даже
и не удивились. Влипать - так по полной
программе.
Теперь перед ребятами стоит
довольно интересная задача: остаться в
живых. Потому что кроме возникших
проблем во взаимоотношениях с главарями
всевозможных мафий Чикаго у них в руках
еще оказались документы, которые с
легкостью могут отправить Заметти за
решетку. Документы, естественно, очень
интересуют ФБР. И Заметти тоже. В общем,
беготня будет - я вас умоляю...
***
Вообще, это комедия. По крайней
мере, так написано на коробке с диском. Во
время просмотра в голову тоже время от
времени приходит мысль: "О, по-моему,
сейчас они пошутили". Вероятно, Брэд
Мирман планировал снять нечто вроде
черно-юморного боевичка - в духе, скорее
всего, мсье КвентИн ТаринтинИ.
Брэд
очень старался. Пригласил Депардье -
чтобы тот вспомнил "Невезучих" или
что-нибудь в этом роде. Дал ему в
напарники двух клоунов - одного тупого,
другого придурочного. Пристегнул к этой
группе весьма колоритного боевика
Джонни Холидея, загадочного стрелка
Рено и политкорректного алжирца Тахмаоу.
Отправил их в Штаты, где вывалил на эту
бригаду стандартный набор американо-французских
хохмочек - из серии, когда француз, сидя в
дешевой забегаловке, просит дать карту
вин. Ну а потом заставил несчастных
злоумышленников самих подставиться
везде, где только можно, а также
подставил их с помощью других
персонажей везде, где только можно. Но
наши французы, конечно же, должны
обвести всех вокруг пальца, оставить с
носом и так далее. И зрители, придя в себя
после взрывов хохота, должны
обрадоваться за французов, встать и
спеть "Марсельезу". Ну или обойтись
без "Марсельезы", но все равно
исполниться гордости.
Комедия,
в общем-то, не сильно получилась.
Французские комедии уже давно в большом
долгу перед французскими же комедиями, и
даже титаны прошлого вроде Депардье не
только не добавляют колорита, а наоборот
- сильно портят впечатление, потому что,
если сравнить, например, лихого Депардье
в "Невезучих" и утомленного пузана
в "Ограблении по-французски", сразу
хочется не смеяться, а плакать в три
струи ностальгическими рыданиями.
Впрочем,
если французская составляющая этой "лихой
и сногсшибательной комедии" (я цитирую
рекламный текст) выглядит достаточно
паршиво, то американская часть - все эти
местные мафиози - смотрится намного
лучше. Прежде всего благодаря
блистательному Харви Кейтелю. Кейтель,
в отличие от Депардье, плохо не выглядит
нигде, и в "Ограблении по-французски"
его персонаж - один из немногих, ради
которых это кинцо даже можно посмотреть.
Местная мафия Мирманом старательно
слизана с Тарантино - крутые мужики,
ведущие друг с другом ироничные диалоги,
- но надо сказать, что слизана достаточно
пристойно, поэтому и смотрится хорошо.
В
общем, налицо попытка снять французский
комедийный боевичок по американскому
шаблону. Американский шаблон, как ни
странно, в результате дал что-то более
или менее удобоваримое. А вот
французская часть - по-прежнему в
большом долгу, да и проигрывает
американской практически по всем
статьям. Поэтому когда французы
оставляют всех с носом (надеюсь, что это
вряд ли можно считать спойлером) -
испытываешь легкое чувство неловкости,
потому что должно быть все наоборот.
Резюмирую.
Не отстой, но очень неровно. Где-то
прилично, где-то очень средненько, а где-то
паршиво. Но от нечего делать - посмотреть
вполне можно. А вот за сцену, когда
Марсель приходит к соседу-металлисту
Софи, чтобы попросить (в своей манере)
сделать музычку потише, Мирману можно
многое простить. Вроде и простенькая
сцена, а все равно приятно посмотреть,
как жирный металлист получает в рожу и
как Марсель рвет провода этого
гребаного музыкального центра.
Впечатляющая сцена. Одна из лучших в
фильме. Я ее пересматривал раз пять... Но
если вы спросите, что в этом фильме
делает Депардье, вы меня наповал убьете
этим вопросом.
***
***
|