Драма "Восток-Запад".
Режиссер - Режис Варнье. В ролях - Олег Меньшиков, Сандрин
Боннэр. Франция-Россия-Украина-Болгария-Испания. 1999.
Первое, что
приходит в голову после просмотра данного фильма
- это термин "правильное кино". Причем
правильное со всех сторон. И со стороны дружбы с
братством между великими народами: русским,
французским, украинским, испанским и болгарским,
и со стороны прекрасных актеров, приглашенных
сниматься в этом фильме, и со стороны целого
кагала сценаристов - Рустам Ибрагимбеков, Сергей
Бодров, Режис Варнье, Луи Гардель, и со стороны
продуманности всего проекта, которая привела к
безусловному коммерческому успеху. Есть такая
дурацкая фраза - "фильм, обреченный на
успех". Так вот, "Восток-Запад" был просто
обречен на успех, каковой он и получил: номинация
на Оскар, призы крупнейших кинофестивалей,
восторженная пресса и так далее.
Но в России, как ни странно, этот фильм,
насколько я мог судить, особого восторга не
вызвал. Нет, разумеется, никто не сказал, что
фильм плохой. Но когда спрашиваешь мнение людей,
его посмотревших, все отвечают примерно
следующее: "Фильм, конечно, хороший, но..." Но
вот чего "но" и почему "конечно" -
объяснить не могут. А я могу. Да потому что здесь
тот самый случай, когда:
1) Алгеброй поверена гармония.
То есть
все составляющие фильма настолько четко
выверены - вот здесь дадим жуткие зверства
энкаведешников, вот здесь пустим любовь героини
к молодому парню, вот тут окажется, что главный
герой не такой уж и негодяй, вот там закрутим
такую сцену побега, что у зрителей сердце из
грудей выпрыгнет и так далее, что это, если
честно, становится очень предсказуемым и
скучноватым.
2) Фильм очень четко ориентирован на
западного зрителя.
Именно
на западного. Потому что нашим все эти
гепеушники, энкаведешники и прочая нечисть уже
осточертела - дальше некуда. Разумеется, я
отучаюсь говорить сразу за всех "наших", но
большинство тех, кто смотрел этот фильм, говорили
именно эти слова. А вот западники с удовольствием
смотрят на кошмары сталинского беспредела,
вздрагивают и лишний раз радуются тому, что они
все-таки живут в демократическом государстве. И в
угоду именно западному зрителю сценаристы с
энкаведешниками все-таки переборщили. Конечно, я
не склонен обелять или романтизировать этих
уродов, но в фильме есть вещи, которые просто
противоречат элементарной логике. Особенно
когда французы приезжают в Россию, где их
выстраивают в две колонны, а один молодой человек
пытается перейти в другую колонну к своему отцу.
И его пристреливают на месте, чтобы, так сказать,
не рыпался. Ну не бред? Конечно, бред.
Актерский
состав - великолепный. Меньшиков всегда хорош. В
любой роли. Но тут сама роль... Нельзя сказать, что
подражательная, хотя время от времени
напрашиваются яркие аналогии с его героем в
"Утомленные солнцем", но я все время
чувствовал какой-то элемент "дежавю".
Поэтому он мне показался несколько скучноватым.
В отличие от Сандрин Боннэр, которая играет в
фильме очень ярко. Очень порадовало появление в
фильме Богдана Ступки - прекрасного украинского
актера, которого мы уже давно не видим в
российских фильмах. Ну, увидели хотя бы во
французском. Что еще из ярких ролей? Катрин Денев
играет роль эпизодическую, а в картине явно
участвует как "специально приглашенная
звезда", а кроме того, чтобы как бы
"уравновесить" распределение ролей между
российскими и французскими актерами. Я же говорю,
что все в фильме выверено до мелочей.
Да, чуть
не забыл сказать пару слов о сюжете. Сюжет таков...
После окончания второй мировой войны Сталин
пригласил потомков русских эмигрантов
возвратиться из Франции в Россию. Некоторые
русские купились на это приглашение и вернулись
на родину. При этом, разумеется, получили все
"прелести" социализма с кровавой сталинской
харей - ссылки, лагеря, непрерывную слежку,
коммуналки и тому подобное. В центре сюжета -
судьба молодой семьи, где муж - русский, а жена -
француженка. Они очень быстро ощутили все
"радости" проживания в СССР, но уехать
обратно, разумеется, не могут. Муж чувствует себя
виноватым в том, что уговорил жену приехать в
этот ад, поэтому делает все возможное, чтобы она с
ребенком могла вернуться во Францию.
Еще раз
повторяю - это хороший фильм. Правильный. И этим
немного скучноват. Пожалел ли я о том, что его
посмотрел? Нет. Потерял бы я что-нибудь, если его
не посмотрел? Да, потерял. Потому что я смотрю
кучу всякой ерунды, а этот фильм безусловно
заслуживает внимания. Буду ли я его
пересматривать? Нет. Вспоминаю ли я какие-то
сцены из этого фильма? Почти нет. За исключением
некоторых сцен, где блестяще играет Сандрин
Бонэр, а также сцен с Богданом Ступкой. Так что
выводы делайте сами. Но посмотреть его, как я
считаю, нужно.
Напоследок, поскольку я не очень
уверен, что правильно оценил отношение к этому
фильму в России, мне бы очень хотелось, чтобы те
читатели, которые посмотрели этот фильм, выбрали
свой вариант ответа в голосовании. Таким образом
мы и посмотрим - прав я или нет.
Оценки по
пятибалльной системе |
|
Зрелищность |
4 |
Актерская
игра |
5 |
Режиссерская
работа |
5 |
Сценарий |
4 |
Краткое
резюме |
правильный
фильм |
Нужно ли
смотреть |
да |
|
Этот фильм на:
Сайте
НТВ-Профит
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|