Exler.Ru
авторский проект Алекса Экслера


Драма "Набережная Орфевр, 36" (36 Quai des Orfevres)
Режиссер - Оливье Маршал. В ролях - Даниэль Отей, Жерар Депардье, Андре Дюсолье, Рушди Зем, Валерия Голино. Франция. 2004. 110 мин.

Все очень неспокойно в славном городе Париже. Банда отморозков нахально и с неимоверной жестокостью совершает ограбление бронированных банковских автомобилей, убивая охранников и унося с собой огромные суммы. Они отлично вооружены и не останавливаются ни перед чем. Полиция, как ни старается, пока никак не может выйти на след этой банды, хотя та совершила уже восемь ограблений. Полицейское начальство, разумеется, в ярости, но еще более разъярен префект города, который требует любыми путями остановить этот беспредел, так что если сказать, что на набережной Орфевр 36, где располагается Департамент полиции, все слегка нервничают, это означает не сказать ничего. Потому что все просто на взводе...

Бандой грабителей занимаются сразу два отдела - "убойный" (отдел убийств), которым руководит Лео Вринкс (Даниэль Отей), и отдел по борьбе с организованной преступностью, работающий под руководством Дениса Клейна (Жерар Депардье). Вринкс и Клейн когда-то были друзьями, но потом их пути разошлись, потому что они очень по-разному смотрят на свою профессию. Вринкс - настоящий детектив, ненавидящий административную и бумажную работу, который считает, что задача полицейского - расследовать преступления и ловить преступников. При этом Вринкс придерживается определенного кодекса поведения человека, хорошо знающего, что от действий партнеров нередко зависит его собственная жизнь.

Клейн - совсем другой. Будучи действительно незаурядным полицейским детективом, Клейн работает по принципу "цель оправдывает средства". А цель у Клейна одна - место начальника Департамента. Он бредит властью, он готов на все ради карьеры, и, если при этом придется пожертвовать несколькими сослуживцами, вполне готов это сделать.

В описываемый в фильме промежуток времени как раз настал такой момент, когда кресло начальника от Клейна находится так близко, что можно протянуть руку, чтобы к нему прикоснуться: нынешний начальник Департамента переводится в министерство, и Клейн - наиболее реальная кандидатура на его место. Впрочем, Вринкс, как начальник не менее важного отдела, также рассматривается в качестве кандидата на этот пост. Причем нынешний начальник, Роберт Манчини (Андре Дюсолье), благоволит к Вринксу и хочет именно его сделать руководителем Департамента, однако Клейн более симпатичен городскому руководству, потому что, в отличие от Вринкса, вполне вписывается в существующую политическую систему. Клейн для них - свой. А Вринкс - чужак и своим никогда не станет.

Впрочем, в данном случае решать будет не начальник Департамента и даже не городское руководство. Поскольку ликвидация банды отморозков - дело совершенно принципиальное как для префектуры, так и для полиции, начальником станет тот, чей отдел сумеет решить эту проблему. Поэтому отношения между отделами, которые и раньше-то были не слишком дружелюбные, накалились донельзя.

Вринкс делает все, чтобы выйти на след банды и ликвидировать ее. Он даже соглашается помочь своему информатору, который взамен обещает дать полицейскому очень важные сведения. Однако информатор подставляет Вринкса, и у того возникают жуткие проблемы. А Клейн, узнав о произошедшем, разумеется, по полной программе использует возможность устранить конкурента...

***

Режиссер Оливье Маршал в прошлом - полицейский оперативник. В основу этого фильма легла история, произошедшая с близким другом Маршала - полицейским, которого подставили, и ему пришлось провести в тюрьме шесть долгих лет. В сценарии также использованы еще несколько реальных уголовных дел.

Сразу скажу - фильм получился весьма неплохой. Серьезный, драматичный, захватывающий и, в общем-то, жизненный. Некоторые зрители в обсуждениях говорили, что Маршал, мол, сильно перегнул палку, ведь так не бывает, чтобы явный скотина и мерзавец (Клейн), устраивая подобный беспредел, всегда выходил сухим из воды. Однако, наслушавшись рассказов спецов из отдела по борьбе с бандитизмом, я могу сказать, что бывает еще и не такое. Это в кино так не бывает - зло всегда наказуемо и так далее. А в жизни - сколько угодно.

"Набережная Орфевр 36" снята скорее в американских традициях, нежели французских. Это не "Прощай, полицейский". Это ближе к "Схватке"  - по накалу, драматизму и жесткости изложения. Однако до "Схватки" картина все же не дотягивает, хотя ее уровень достаточно высок.

В подобных фильмах, построенных более на психологии поведения центральных персонажей и на развитии интриги, нежели на каких-то активных действиях, очень важна игра главных актеров. Здесь они подобраны очень хорошо и, в общем, вытягивают картину. Даниэль Отей всегда был блестящим драматическим актером, хотя иногда снимался и в комедиях, и роль Вринкса сыграна им безукоризненно. Особенно важно то, что сам Отей по фактуре - вовсе не герой-супермен. Физиономия клерка, тщедушное телосложение... А характер продемонстрирован - настоящего начальника убойного отдела. Начальника жесткого, принципиального, но вполне реалистичного - со своими слабостями и проблемами.

От Депардье, который в последнее время далеко не всегда радует, особенно учитывая его участие во всяких весьма слабых французских комедиях и кошмарных американских "исторических" драмах, я ничего особенного не ожидал. Даже первоначально подумал, что его совершенно напрасно пригласили на роль характерного мерзавца. Но Депардье приятно удивил. Не то чтобы я был уж совсем в восторге, однако роль Клейна сыграна очень добротно - ну, скажем так, на четверку с плюсом. Основной плюс - все та же достоверность. Мерзавец Клейн - не классический киношный злодей, вызывающий отвращение одним своим видом. Это вполне живой человек - карьерист, которому стремление попасть наверх застило все остальное в этой жизни. Видно, что о каких-то вещах он сам жалеет, но остановиться уже не может. Цель оправдывает средства, особенно когда эта цель так близка...

К сценарию фильма, впрочем, остались определенные претензии. Кое-где Маршал явно переборщил с акцентами - видимо, считая, что иначе до зрителей не дойдет. Это слегка портит впечатление. Кроме того, американский стиль сыграл свою дурную роль в части концовки - финал здорово портит впечатление, потому что уж больно натянут. Если бы фильм окончился минут за 20 до того - было бы намного лучше. Но Маршал, вероятно, решил, что уж если стилизоваться, то до конца. Жаль, очень жаль...

Резюмирую. Вполне достойная полицейская драма с отличными актерскими работами. Несмотря на определенные неровности, фильм получился весьма неплохой. На Отея просто-таки обязательно нужно посмотреть, потому что это высший класс. На Депардье, впрочем, тоже. Но мне все-таки жаль, что французские режиссеры старательно подражают Голливуду. В данном случае получилось даже и хорошо, но все равно - зря они это...

***







***

Оценки по пятибалльной системе

Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4-
Кратко о фильме достойная полицейская драма
Нужно ли смотреть вполне можно

Ссылки по теме:
Этот фильм на сайте IMDB

Рецензии на "Киномане"

Обсуждение
Форум, где можно обсудить рецензию и фильм
Дневник, где можно обсудить рецензию и фильм

Постоянный адрес: http://www.exler.ru/films/20-06-2005.htm

Copyright (э) 2003 Алекс Экслер exler@exler.ru http://www.exler.ru


Внимание! Перепечатка в Интернете и в
офлайновых изданиях разрешается только
после согласования с Экслером - exler@exler.ru