О фильме "Жестокий романс"
Все-таки раньше снимали лучше. Раньше
– это когда кинематограф был еще черно-белый и
немой. Слова, они мешают восприятию и создают
проблемы в восприятии сюжета. Недаром великий
Чарли Чаплин считал, что звуковое кино убьет
синематограф. Так оно и произошло. Погиб наш юный
синематограф, остался один кинематограф или
"киношка", как сейчас принято говорить.
Что было хорошо в немых фильмах? Не
надо было догадываться – что именно сейчас
происходит на экране. Не нужно было мучительно
пытаться вникнуть в задумку режиссера, чтобы
понять – как реагировать. Героиня нервно
заламывает руки, значит страдает, бедняга, так
что нужно поплакать. На экране появляется
худощавый брюнет с тонкими усиками и дьявольской
улыбкой, значит это негодяй, и зрителям нужно
испугаться. Кто-то кому-то кидает торт в лицо,
будем смеяться, потому что торт с кремом – это
всегда смешно. Ничто не отвлекало зрителей.
Каждая сцена залом воспринималась совершенно
одинаково.
А вот с появлением звукового кино все
значительно усложнилось. Посмотрите, как сейчас
реагирует зал на одну и ту же сцену из фильма!
Часть зрителей рыдает навзрыд, промокая глаза и
нос носовыми и не очень платками, другая часть –
заразительно смеется, кто-то вообще меланхолично
жует картошечку или откровенно дрыхнет.
Между тем, на первом этапе развития
звукового кинематографа все было не так сложно.
Возьмем, к примеру, старый фильм
"Бесприданница". Несмотря на слова, которыми
обменивались персонажи, зрителю все было
понятно. Паратов – мерзкий тип, прогулявшийся
помещик, подлый соблазнитель и однозначный
негодяй. Тьфу, глаза бы наши не видели эту
подлюку! Харита Игнатьевна – негодяйская
мамашка и самодурка. Про купчиков Кнурова с
Вожеватовым - я вообще молчу. Как только эта
парочка появлялась на экране, мне, пионеру Леше,
вообще немедленно хотелось взять рогатку и
расстрелять экран вдребезги пополам. Потому что
трудно было вообразить более подлые и кошмарные
рожи.
А вот несчастную Ларису было жалко до
слез. Все ее травят, обманывают, подло соблазняют
и проигрывают в стохастическую орлянку. Вот и
довели луч света в темном царстве до цугундера. В
смысле, до полного утопления в Волге-матушке. Я,
между прочим, после этого фильма неделю весь
просто плакал, а потом отправился в спортивную
школу общества "Динамо", где долго учился
плаванию, чтобы не повторить печальную судьбу
Ларисы. И такую реакцию, заметьте, фильм вызывал у
каждого порядочного пионера, а также у любого
дворового хулигана.
Когда я услышал, что прекрасный
режиссер Эльдар Рязанов взялся за собственную
экранизацию "Бесприданницы", то поначалу
очень обрадовался. Потому что Рязанов – добрый,
умный, тонко чувствующий режиссер, мастерски
владеющий искусством передачи настроения фильма
каждому зрителю. На первый просмотр этого фильма
я шел как на праздник, запасшись дюжиной носовых
платков, чтобы обрыдаться над судьбой Ларисы, а
также прихватил с собой духовой пистолет, чтобы
уже своими руками пристрелить этих негодяев –
Паратова, Кнурова и Вожеватова.
И что же (я даже задохнулся от
возмущения), и что же мы видим в этом фильме? Как
можно было так исказить классику? Как можно было
одним махом полностью изменить отношение
зрителей к бессмертной пьесе Островского?
Конечно, классика осталась классикой. Сюжет, в
общем-то, остался почти без изменений. Но как
смещены акценты!
Скажите честно (если вы смотрели этот
фильм): вам сильно жалко Ларису? Мне – как-то не
очень. Нет, конечно, очень жаль, что трагическая
развязка произошла в тот момент, когда ее жизнь
только-только стала налаживаться. Откуда-то
приплыл пьяный Карандышев, который произнес
неимоверно пошлую фразу (впрочем, чего еще
ожидать от этого болвана): "Так не доставайся
ты никому!", и даже с жутко похмельного глаза
ухитрился не промахнуться из пистолета по
Ларисе.
Но как глубокоуважаемый Эльдар
Александрович мог пригласить на роль
негодяйской троицы Михалкова, Петренко и
Проскурина? Как? Паратов у Рязанова, врать не
буду, мерзавец первостатейный. Но какой
очаровашка и обаяшка. Барин, черт побери,
настоящий барин. Да! Прокутил все состояние. Но
потому что умеет жить! Цыгане его обожают,
матросы на "Ласточке" просто с ума сходят по
вальяжному барину и даже целуют ему руки.
Признайтесь, кто из мужчин, сидящих в зале, сразу
не захотел подражать ему? Хоть один такой
найдется? Нет? Я так и знал. А кто из женщин,
сидящих в зале, не влюбился в Паратова? Есть
такая? Одна? Она слепая и ей не очень понравился
его голос? Не верю! У него и голос потрясающий.
Такую ли цель ставил перед собой
Островский своим бессмертным произведением? Я
думаю, что нет.
А Вожеватов Василий Данилович,
которого Лариса фамильярно называла Васей (я с
Карандышевым, кстати, против этого активно
возражал)? Блеск же мужик. Вроде, такой
невзрачный, а как уверенно прет вперед! Настоящий
тип молодого, нахрапистого и прогрессивного
купца.
"Хочу к грузовому пароходству –
пассажирское присовокупить. А что? Растем,
богатеем".
Класс? Кто из вас не хотел бы блеснуть
подобной фразой. А его ответ Ларисе: "Не могу,
Ларис. Слово дал. Купеческое". Вот как в те
времена купечество умело держать слово! Не то,
что сейчас.
А главный герой? Что вы скажете о
главном герое фильма – Мокие Парменыче
Кнурове? Боже мой! Ну как можно не восхищаться
этим человеком? Этой огромной глыбой! Этим
матерым купечищем! Лично у меня каждая его фраза
вызывала просто дикий восторг. Паратов, конечно,
хорош, спору нет, но ему стремится подражать
молодежь до 30 лет, которая еще не понимает – в чем
состоят истинные ценности нашей жизни. А для
людей постарше идеалом безусловно является
Мокий Парменович. Помните, что он отвечает на
приглашение Вожеватова посетить дом Огудаловых?
"Много там у них всяких бывает…
Потом здороваются, с разговорами пристают".
Ну не блеск? И в нашей жизни –
совершенно те же самые проблемы. Как можно не
посочувствовать этому внушительному человеку? А
обед у Карандышева?
"Я, господа, ничего не ел. Со мной это
первый раз в жизни происходит. Приглашают
известного человека. Есть нечего. Хозяин –
прежде всех напился".
Какая острая правда жизни! Вспомните,
кто из нас не попадал в подобную ситуацию и
посочувствуйте достойнейшему Мокию Парменычу.
Так что если Паратов хоть и блестящий,
но мерзавец, то в Кнурове с Вожеватовым я никаких
отрицательных черт не усматриваю. Наоборот,
купечество в полном своем блеске. Купечество,
которое мы, увы, потеряли. Да! Они разыгрывали в
орлянку - кто поедет с Ларисой в Париж на
выставку. Ну и что? Они же не ее разыгрывали, а
право предложить Ларисе эту поездку. Ну, в
орлянку. А во что они должны были играть? В
шахматы? В футбол? В подкидного дурачка? А с каким
душевным благородством Мокий Парменыч сделал
Ларисе предложение! Вот она – настоящая щедрая
душа! Посмотрите:
"Лариса Дмитриевна. Выслушайте меня
и не обижайтесь. У меня и в помышлении нет вас
обидеть, я только желаю вам добра и счастья, чего
вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со
мной в Париж? На выставку. И полное обеспечение.
Стыда не бойтесь. Осуждения не будет. Есть
границы, за которые осуждение не переходит. Я
готов предложить вам такое громадное содержание,
что самые злые критики чужой нравственности
должны будут замолчать. Я ни на одну минуту не
задумался предложить вам руку, но я - женат.
Подумайте. Если вам будет угодно благосклонно
принять мое предложение, известите меня. Для меня
невозможного – мало".
И что? За что осуждать моего любимого
героя - Мокия Парменыча? За что? Да им же можно
только восхищаться!
Короче говоря, фильм прекрасный. Но
неправильно ставит акценты. Впрочем, ну и что
такого? Зато у меня теперь появился любимейший
персонаж – Кнуров. Ура Кнурову! Ура Мокию
Парменычу!
(бурные и продолжительные
аплодисменты)
***
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|