Драма "Воскрешая
мертвецов" (Bring Out Of Dead).
Режиссер - Мартин Скорсезе. В ролях -
Николас Кейдж, Патриция Аркетт, Джон
Гудман. США. 1999.
"Дорожный
патруль" в чистом виде. Мартину
Скорсезе надоело снимать фильмы о
гангстерах, по которым он всегда
считался большим специалистом, поэтому
он решил снять что-нибудь о людях более
благородной профессии, причем как
всегда - во всех деталях и совершенно
реалистично. Впрочем, Скорсезе
режиссер довольно разноплановый, и он
не зациклен только на гангстерской
тематике, поэтому я надеялся, что у него
получится нечто весьма впечатляющее.
Фрэнк
Пирс (Николас Кейдж) - парамедик. Он
ездит на "Скорой помощи" по
ночному Нью-Йорку и занимается тем, что
пытается реанимировать тех людей,
которые, вольно или невольно, сводят
счеты с этим грешным миром. Люди
попадаются, разумеется, совершенно
разные. Хороший мужик, у которого
случился сердечный приступ, вонючий
бомж, который уже не первый раз
аккуратно вскрывает себе вены, но так,
чтобы его обязательно спасли, наркоман
с передозировкой, совершенно
ненормальный парень, которого из
тюрьмы выпустили, а в психушку не
забрали, ну и так далее.
Понятное
дело, на такую работенку желающих
находится не так-то и много, поэтому
Фрэнка заставляют дежурить довольно
часто, а кроме того, его никак не
увольняют, причем за такие провинности,
за которые на других работах не просто
бы уволили, а могли и в тюрьму посадить.
Начальством прекрасно знает, что
парамедики работают на износ, поэтому
им прощаются некоторые невинные
шалости, типа выпивания на работе
бутылки джина и разбивания по пьяни
машины "Скорой помощи".
Фрэнку,
понятное дело, на этой работе
приходится нелегко. При таком
постоянном напряжении и сталкивании с
жизнью и смертью, у человека довольно
небольшой выбор: или стать закоренелым
циником, на которого ничего не
производит впечатление, или найти себе
какую-то "дурку", которая будет
занимать мозги (религия, сектантство и
так далее), или непрерывно мучиться,
задавая себе вопросы, ответы на которые
самостоятельно найти не получается.
У
Фрэнка не получилось стать циником или
увлечься чем-то, что отвлечет его мысли,
поэтому он непрерывно пьет и мучается.
Со всем этим напрягом ему даже начинают
слышаться голоса тех людей, которых он
в свое время так и не смог спасти.
В
общем, какой-то явной идеи или рецепта
поведения в подобных ситуациях в этом
фильме нет. Такое ощущение, что
Скорсезе просто взял камеру и ездил с
парамедиками по всем этим бомжам,
наркоманам, проституткам и просто
обычным людям, которым по каким-то
причинам вздумалось умереть ночью.
Поэтому я и говорю, что получился
типичный "Дорожный патруль".
Честно говоря, я вообще не понял, зачем
был снят этот фильм. Показать, что у
парамедиков собачья работа? Ну, это
было ясно и без Скорсезе. Показать, что
у человека от такой работы может
постепенно поехать крыша? Это тоже ясно
и без этого фильма.
Почти
всю картину я ждал, что вот сейчас... ну
вот через пять минут произойдет что-нибудь
такое, из-за чего будет понятно, зачем
снимался этот фильм. Так и не дождался.
В мистический триллер он так и не
перерос, хотя голоса, которые слышит
Фрэнк, на это намекали. Ни в какую
захватывающую историю парамедики не
попали, хотя все они немножко психи, и
можно было надеяться, что хоть что-нибудь
эдакое они сотворят. Начавшаяся было
линия некоторого романа Фрэнка с
дочкой одного из его пациентов по имени
Мэри Берк (ее играет Патриция Аркетт)
так и не получила должного развития (впрочем,
может быть, это произошло из-за того,
что в жизни Патриция была женой
Николаса Кейджа, причем совсем недавно
они вроде как развелись). То что Фрэнк в
какой-то момент поможет отцу Мэри
отправиться на небеса (мужик уже никак
не мог выжить, и его просто напрасно
мучили всеми этими бесконечными
реанимациями) - тоже было понятно с
самого начала.
Короче
говоря, до конца я этот фильм досмотрел
только из чувства долга. Потому что я и
"Дорожный патруль" вообще никогда
не смотрю, а "Дорожный патруль" в
исполнении небритого и старательно
непохмеленного Николаса Кейджа - меня
уж тем более не вдохновляет. Самое
главное, что Кейдж-то играет довольно
хорошо. Он действительно жутко
небритый, жутко замученный, очень
натурально переживает все, что вокруг
него происходит, и в какой-то момент
достаточно качественно слетает с
катушек. Но мне на порядок больше
понравились три его партнера по "Скорой
помощи", которые как раз
символизируют три разных, возможных
для парамедиков, состояния - прожженный
циник, которому на все наплевать (его,
кстати, играет прекрасный актер,
который блистал в "Большой Лебовский",
- Джон Гудман), негр, сдвинутый на почве
религии, и совершенно сумасшедший
мужик, которому эта работа парамедика
даже доставляет удовольствие.
Критика
по поводу этого фильма высказалась
очень по-разному. Кто-то ограничился
сухим изложением фактов в своем
лирическом исполнении (Ночь. Блестящий
свет фар. Ты мчишься по ночному Нью-Йорку,
зная, что в твоих руках, как в руках Бога,
жизнь и смерть...), кто-то был в восторге,
но не смог объяснить почему, а кто-то
долго пытался анализировать замысел
Скорсезе, употребляя красивые термины
"метафизическое восприятие", "коллапс
сознания при работе в ургентной
медицине" или "инфернальные и
экзистенциальные мотивы, движущие
великим режиссером".
Лично
я не углядел никаких "инфернальных
или экзистенциальных" мотивов, хотя
вполне допускаю, что кому-то этот фильм
может и понравиться. Но не мне. По мне -
скучновато и как-то без особой мысли,
хотя все показано, как это любит делать
Скорсезе, довольно реалистично и не для
слабых желудков. Но меня постепенно
спивающийся и сшизивающийся Кейдж,
носящийся по бомжам, наркоманам и
психопатам, как-то не приколол. Хотя еще
раз повторяю, что как раз три его
партнера по дежурствам - весьма
колоритны, и мне очень понравились. Но у
них там весьма скромные и
эпизодические роли.
Впрочем,
может быть, меня этот фильм не особенно
впечатлил, потому что волею судеб я
очень давно общаюсь с несколькими
парамедиками. А они, как ни странно, ну
совершенно не похожи на тех людей,
которых Скорсезе показал в фильме "Воскрешая
мертвецов". Причем не похожи -
принципиально. То есть совсем. Такое
ощущение, что Скорсезе в своей картине
показал парамедиков так, как их видит
человек, никогда с ними в жизни не
сталкивающийся (кстати, фильм снят по
роману Джо Коннелли), хотя, может быть, я
и ошибаюсь. Черт его знает, на свете
много всяких парамедиков, вполне
вероятно, что среди них встречаются и
такие.
И еще раз хотел повторить
следующую вещь. Я не хочу никого
отговаривать смотреть эту картину.
Фильм безусловно сильный и совсем не
отстой. Но мне он не понравился. Не
уловил я в нем какой-то важной мысли,
если она там, конечно, вообще есть.
|