Боевик "Пекло" (Sueurs)
Режиссер - Луи-Паскаль Кувелер. В
ролях - Жан-Юг Англад, Хоаким Де
Алмейда, Кирилл Тувенин, Сагамор
Стевенин, Ножа Хоудра. Франция. 2002. 103
мин.
У мужиков бывают довольно
странные развлечения. Они себя
развлекают, кто как. Одни ходят на
рыбалку и просиживают там сутками,
глядя остановившимся взглядом на
остановившуюся гладь озера или пруда,
периодически втягивая в себя
взболтанную перед употреблением гладь
алкогольного напитка изрядной
крепости. Другие лениво потягивают
пивко под навесом, шлепая костяшками
домино. Третьи торчат дома и с тем же
пивком нагуливают себе девятимесячный
животик псевдобеременности. Четвертые...
Впрочем, нет смысла перечислять. Все
эти развлечения давно известны и друг
от друга отличаются только
незначительными нюансами в виде сортов
алкогольных напитков. Но есть довольно
редкая категория мужчин, которая
развлекается совсем иным образом...
Имя этому развлечению - риск.
Ставка в этом развлечении - жизнь. Приз
в этом развлечении - большие деньги,
разочарование или смерть. Вернее всего
- смерть. Но мужики готовы рискнуть ради
больших денег. Они даже толком не знают,
что с этими деньгами будут делать:
купят автомобиль, снимут виллу в Ницце
или махнут с Лелей в Кисловодск. Им
важен сам процесс физического ощущения
риска, чтобы адреналин гулял по крови и
непрерывно покалывало под ложечкой, а в
голове гудело - вот оно! Вот те минуты,
ради которых настоящие мужики живут на
этом свете! Вот то, что заставляет их
чувствовать себя настоящими мужиками...
На этот раз риск был
нешуточный. И дело даже не в том, что
напасть на контейнер с несколькими
тоннами золота, предназначенный для
перевозки по воздуху, - не такое простое
дело. И не в том, что перестрелять
охрану - тоже не такое уж простое дело.
Основная проблема заключается в том,
что это золото нужно перевезти по
пустыне в условленное место на
побережье, причем доставить его нужно в
строго определенное время, иначе
прилив не позволит погрузить
драгоценный металл на корабль.
А путешествие на грузовике
по пустыне - это не шутка. Жара, песок,
палящее солнце и жажда - еще ничто по
сравнению с вооруженными до зубов
полицейскими, каждая встреча с
которыми должна закончиться плачевно.
Однако даже полицейские - не самая
большая проблема. Настоящую проблему
рисковые мужики создают друг другу.
Потому что они - рисковые. Потому что
каждый из них считает себя круче
остальных, и каждый готов рискнуть еще
чуть-чуть, еще немного, после чего
получить весь куш себе одному. Ведь это
так соблазнительно - достать пистолет и
перестрелять всех своих подельников
так же, как перестреляли охрану
контейнера. Одно останавливает такого
умника - то, что когда ты будешь
стрелять в одного, другой продырявит
тебе башку сзади.
Их было четверо. Летчик-неудачник
Ной (Хоаким Де Алмейда), который
придумал всю эту операцию. Киллер Симон
(Сагамор Стевенин) - полный отморозок,
состояние нервов которого сразу дает
понять, что парень надолго не
задержится на этом свете, а уж
профессиональным киллером ему не стать
ни под каким видом. Бывший
профессиональный гонщик Харви (Жан-Юг
Англад), которого в дело взяли как
водителя, однако быстро становится
понятно, что Харви недаром был
чемпионом во многих гонках: крутости у
него хватит на пятерых, и даже
бесноватый Симон с Харви ни черта не
может сделать. Ну и четвертый -
подручный Харви - молоденький паренек
Виктор (Кирилл Тувенин). Харви Виктора
не так давно подобрал в пустыне, после
чего паренек привязался к гонщику и
готов пойти за ним в огонь и воду.
А вот огня и воды в этом
путешествии будет предостаточно.
Точнее, воды будет очень мало, ведь
трейлер идет по пустыне, но зато огня -
сколько хочешь. Ясно как божий день, что
добром эта поездка не кончится, потому
что слишком разные люди сидят в одной
кабине. Отморозок Симон, считающий себя
суперкрутым, на самом деле всего лишь
истеричный ублюдок, готовый палить во
все, что движется и даже не движется.
Симон считает, что истерика у человека,
держащего в руках пару пистолетов,
испугает кого угодно, однако Харви так
не думает. Харви считает, что можно
обойтись без истерик. Он и обходится.
Харви не нервничает понапрасну. Раз
двое мужчин не сошлись во взглядах на
музыку, думает Харви, значит один
мужчина должен умереть. Тем более, что
он очень истеричен, а это не к лицу
мужчине...
Неудачник Ной, казалось,
обречен с самого начала. Однако у него
оказались очень неплохие шансы - просто
потому, что только он знает, как можно
сразу сплавить за неплохие деньги
такую груду золота. Поэтому он нужен
Харви, поэтому Ной будет жить. По
крайней мере, какое-то время.
В общем, этим серьезным
рисковым мужчинам предстоит весьма
нелегкое путешествие. И больше им
приходится опасаться не пустыни, не
полицейских, не других бандитов, а друг
друга. Слишком много серьезных мужчин в
одной кабине. Слишком много...
***
Еще одна демонстрация того,
что и клипмейкеры умеют снимать весьма
неплохое кино, причем снимать
достаточно оригинально и не совсем
обычно. Нет, сценарий-то как раз
построен по довольно классической
схеме - о развлечениях рисковых мужчин,
- однако то ли французские сценаристы
еще не знают, что кино нужно снимать для
полных дебилов, то ли им наплевать на
голливудские условности, - сюжет
получился достаточно неглупый и
увлекающий. Вроде, ничего особенного,
однако события разворачиваются
динамично, ожидаемо-неожиданно, а ввод
каждого нового персонажа делается
аккуратно и довольно логично.
В этом фильме все довольно
логично и жизненно. Нет явных глупостей,
нет явных натяжек, нет дурацких
книксенов всяким политкорректностям,
"законам жанра", хэппующим эндам и
тому подобной уже триста раз навязшей
на зубах мишуре, которой пестрят
голливудские фильмы похожей
направленности. Поэтому события в
фильме выглядят вполне натурально, и ты
волей-неволей начинаешь сопереживать
героям, чего почти никогда не бывает,
когда смотришь очередную дешевку, где
Хороший дает прокашляться Плохим.
Здесь все плохие и все
хорошие. Потому что реальные. Нет ни
героев, ни злодеев. Просто есть мужчины,
которые рискуют. А уж каждый рискует по-своему.
До своего собственного предела. Или
беспредела.
Однако вернемся к съемкам.
Клипмейкеры снимают довольно
своеобразно. Кто-то пытается сделать
клип длиной в полтора часа (как,
например, Тыквер с "Беги, Лола, беги"),
кто-то снимает изумительную по красоте
картину, не особенно обращая внимание
на сюжет (как Сингх с "Клеткой"), а
кто-то разрезает фильм на новеллы, не в
силах справиться с полуторачасовой
формой (как Макгиган с "Кислотным
домом"). У Кувелера опыт съемок
клипов вылился в очень интересные
кадры, огромное количество
всевозможных планов, умелое
манипулирование ритмом, красивые
пустынные пейзажи и на мгновенье
застывающие, чисто клиповые картинки.
Что интересно, именно у него эти
клиповые приемы не выглядят
искусственно, как у многих других
режиссеров, старательно использующих в
своих фильмах эти модные веяния. Может
быть, все дело в том, что Кувелер в этом
хорошо разбирается, поэтому и
использует клиповые съемки для
достижения определенного эффекта, и
они нигде не раздражают...
Актеры подобраны очень
неплохо. Мешковатый Ной, бесноватый
Симон, маленький, жилистый, но очень
крутой Харви, юнец Виктор - все играют
вполне достойно. Особенно Харви. Он
просто блеск. Также отличная роль у
арабской девушки Фары, которая
проводит грузовик через минное поле...
Все персонажи очень естественны в
своих перебранках, взрывах ненависти,
восторга, отчаяния и так далее. Всем им
веришь, и даже перед лицом
Станиславского во время их игры ушла бы
собачка. Кстати, она в фильме ушла.
Прямо по минному полю. Это один из
лучших эпизодов фильма. Впрочем, там
много классных эпизодов: полицейский
джип и запаска, сцена со спором из-за
музыки, курицы на заправке, девушка на
минном поле, дуэль с собачкой и еще
несколько.
В финале я в который раз
порадовался тому, что смотрю
французский фильм. Потом что в
американских боевиках уже невозможно
смотреть финалы. Там сразу хочется
взять в руки пулемет и перестрелять
всех этих чертовых Героев, которые,
спрыгнув с самолета в эпицентр
ядерного взрыва, ухитряются спасти
ребенка и чемоданчик с драгоценностями,
который спрятан у ребенка в памперсах.
А здесь - все сделано так, как надо.
Разумеется, я не буду даже намекать на
то, что там было. Сами посмотрите...
Мне понравился этот фильм.
Причем почти по всем составляющим:
сценарий, режиссерская и операторская
работа, актеры, музыка и так далее.
Сделано очень добротно, очень по-европейски
и смотрится классно. Фильм явно
неглупый и отличается от тупых
американских боевичков, как "Ауди A6"
от "Форда-Т". Сравнение может
показаться некорректным, но я пытаюсь
передать собственные ощущения...
Кстати, было довольно
забавно смотреть на почти пустой зал во
время просмотра этого фильма, который
еще пару дней назад просто раздувался
от зрителей, пришедших на полноценно
отстойный "Обитель зла". Вот не
любит у нас народ приличные фильмы.
Любит кошмар всякий смотреть. Но это,
разумеется, их собственные проблемы.
В общем, как вы поняли, мне
"Пекло" понравилось. Я не просто не
пожалел, что на него сходил, но и
получил удовольствие. Так что со
спокойной душой могу его рекомендовать
тем, кто не балдеет от "Обителей зла",
а любит что-то вроде "Добермана".
Но "Пекло" не такой
натуралистичный, как "Доберман",
хотя крови там, конечно, хватает. Но это
правильная кровь. Кровь варанов и
отморозков. А также мужчин, которые
рисковали слишком сильно.
|