Комедия "Даже не думай"
Режиссер - Руслан Бальтцер. В ролях -
Алексей Панин, Алексей Алексеев, Сергей
Мухин, Дельфин, Андрей
Панин, Валерий Николаев, Игорь Ясулович. Россия. 2002. 82
мин.
Их
было трое - три товарища! Вот такая вот
ремарка. Главный среди них был реальный
парень Марио (Алексей Алексеев). Нет, у
него не было братьев, поэтому парень не
являлся каким-то там западным
супербратом Марио, однако с точки
зрения российских реалий Марио был
фактически конкретный брат, а может
быть, даже брат-2. Он не бросал своих, был
скромен, крут и конкретен. Да что значит
был? Он есть! Он все время с нами!
Второй товарищ - каратер и
боксист Ник (Сергей Мухин). У него
послабее косточка, послабее, хоть
парень и побеждает на всяких
соревнованиях. Но соревнования под рев
толпы - это, как вы понимаете, одно, а
навалять люлей бычаре с шеей в метр
обхватом где-нибудь в подворотне -
совсем другое. Тут не каратизм нужен, а
чувство глубокой внутренней правоты. И
умение быстро-быстро ударить и очень
резко убежать, пока в ответ не вломили
до полного упадка сил и лица в асфальт.
Ник к этому не был способен.
Выпендрежник он был, короче говоря, но
остальные товарищи его любили, потому
что Ник все равно свой, нашенский...
Третий товарищ - актер Белый (Алексей
Панин). Великим актером он пока не стал,
но в преддверии этого радостного
события Белый квасит, как Чарли Шин и
Шон Пенн вместе взятые. Белый в этой
компании - самый поц и тютя, но
повествование ведется от его имени,
поэтому актера нельзя сбрасывать со
счетов.
Что решили эти трое молодых,
горячих сердец? Срубить бабла,
разумеется, что им еще решать? Решили - и
срубили! Потому что еще до первого дела
они вдруг остановились и серьезно
задумались над смыслом жизни и своем
месте в этом мире. Они вдруг поняли, как
плохо они жили раньше и каких
перспектив лишились просто потому, что
им не пришло в голову взять в руки
пистолет и заструячить какое-нибудь
"вниманиеэтоограбление". В этой жизни
нужно попробовать бутерброд с маслом
даже в том случае, если масло намазано
прямо на колбасу, - решили ребята, после
чего пошли на дело...
Дело сварилось круто. Все
прошло тип-топ, но я не буду
рассказывать, чтобы не выдавать
военной тайны. Скажу только, что
пистолет вполне может сработать в
качестве ударного оружия ближнего боя,
особенно если попасть прямо по темечку.
Но дальше-то - больше! Парни
почувствовали вкус победы и
замахнулись на святое - на конкретных
людей, играющих в карты! И если кинуть
какого-то авторитета вроде Леши
Киевского - можно сказать, святое, хотя
потом и убьют, то кидать бывшего
комитетчика Чернова (Андрей Панин) - вот
это уж точно ни к чему. Потому что
Чернов - это всем комитетчикам Чернов!
Он вычислит любого, даже без
калькулятора! Особенно если Любой
ухаживает за его дочуркой, а над самим
Черновым хитрой буржуйской тенью висит
Злобный Еврей Фельдман (Валерий
Николаев), желающий Странного.
Но Странного - не в смысле
фамилии. Фельдману нужно срочно
достать формулу счастья человеческого,
которую изобретает ученый Тараканов,
брошенный, как и его знаменитая
предшественница, в подвал химчистки.
Фельдманом руководит Моссад. А
Черновым - преданность Родине. Поэтому
Чернов победил, а Фельдман будет
посрамлен по соответствующей статье.
А что же наши герои? Вместе с
обдолбанным хакером Лео, который мнит
себя великим певцом и заложником
Морфеуса в виде всяких галлюциногенных
препаратов, они проворачивают
крутейшую аферу - всучивают арабским
бедуинам, раскинувшим шатер прямо
посреди поймы речки Лихоборки, сто
тысяч долларов в виде куклы взамен
сорока тысяч в виде не куклы. Это очень
крутая спецоперация, и для ее
проведения потребовалось много усилий
сценаристов. Но сценаристы справились,
и наша троица, ставшая на одного
дельфина больше, также справилась,
посрамив грозных арабов. Марио и в этот
раз оказался на высоте, произнеся свою
коронную фразу: "Даже не думай". Но
ведь вы знаете, дорогие читатели, что
иногда коронная фраза, снабженная
пистолетом, значит намного больше, чем
просто коронная фраза. Не так ли?
***
Что интересно, фильм
оказался на порядок хуже, чем обещали, и
это было вполне ожидаемо, но значительно
лучше, чем я ожидал, что было не сильно
ожидаемо. Поэтому я даже как-то слегка в
растерянности и не знаю, что сказать. Но
скажу, даже не думая. "Даже не думай"
- старательный закос под Гая Ритчи и
Тарантино, причем не аккуратное
подражание, чтобы не сказали: "Да
чувак просто косит под Гая Ритчи с
Тарантино", - а именно четкий закос,
снабженный довольно большим
количеством так называемых киноцитат.
Сюжета в этом фильме нет
практически никакого (такое ощущение,
что снимали по принципу "куда
вывезет"), а где-то после двух третей
фильма создатели уже вообще не знали,
что дальше делать со всей этой ботвой,
поэтому закончили фильм именно так, как
нужно делать в таких случаях - то есть
никак. Расчет довольно четкий: если
прокатит - можно снимать продолжение в
том же духе, а если не прокатит - ну и фиг
бы с ним.
По сути "Даже и не думай"
представляет собой видеоклип длиной в
82 минуты, разбавленный небольшими
текстовыми вставками различного
уровня отстойности. Кроме текстовых
вставок там есть еще и
мультипликационные (ну, клип - он и есть
клип, туда можно вставлять все что
угодно), а также всевозможные так
называемые спецэффекты. Весь фильм снят по суперультрамодной
технологии Hi-Definition, при которой съемки ведутся не на кинопленку, а на цифровые камеры.
Создатели фильма в интервью очень
много говорили об этой технологии,
хвастаясь, что она, дескать, позволила
им снять чистого Гая Ритчи по цене
Руслана Бальтцера.
В фильме, как особо
подчеркнул продюсер, сделано 1870 склеек
и 270 рапидных сцен. Я ему, в общем,
доверяю, однако сам склеек насчитал
всего 275, после чего отвлекся и забросил
это занятие, а на рапидные сцены вообще
внимания не обращал, потому что этот
фильм - одна сплошная рапидная сцена.
И что получилось? Полный
отстой и отвратительная дешевка? Что
интересно, не совсем. Там есть и вполне
положительные моменты. Но сначала
добьем отрицательные, чтобы закончить
рецензию все-таки на мажорном аккорде.
Из отрицательных отдельно
хотелось бы подчеркнуть весьма
дуболомные диалоги, а главное - прямо-таки
зловещее несоответствие Алексея
Панина роли Белого. Он там смотрится
ужасно, кошмарно, фальшиво и жутко
раздражающе. Если бы он раньше нигде не
снимался, я бы сказал, что парню и за
версту нельзя подходить к актерской
профессии. Но я знаю, что он снялся в
нескольких очень достойных фильмах,
пользуется любовью зрителей и получил
какие-то кинематографические награды.
Раз так, значит он просто попал не на
свою роль. Такое бывает. Вон, даже
Дастин Хоффман, когда пытался играть
крутых мафиози (например, в "Билли
Батгейт" и "Афере"), выглядел
просто кошмарно.
Зато остальные двое из этой
компании - выглядят очень даже
пристойно. Особенно Сергей Мухин (Ник),
у которого самая маленькая роль. Но он
сыграл ярче всех остальных, причем
выглядит в фильме очень забавно и
нефальшиво (в отличие от Алексея Панина).
Да и Алексей Алексеев, играющий Марио,
мне понравился: прям такой крутой
супербрат. Учитывая низкий уровень
диалогов, в которых Алексееву
приходилось участвовать, ему можно
поставить твердую четверку.
В роли обдолбанного хакера (который
на самом деле - то ли химик, то ли физик,
то ли шизик) выступил культовый
персонаж Dolphin, но я
совершенно не знаю, что именно у него
является предметом культа, поэтому
констатирую только одно: обдолбанного
персонажа Dolphin
сыграл очень и очень обдолбанно и
достоверно.
Теперь о хорошем. Несмотря на
полное отсутствие у съемочной группы
хоть какой-нибудь собственной
оригинальной мысли, фильм получился
достаточно динамичным и временами даже
прикольным. Точнее, первые две трети
фильма, потому что за последнюю треть
все команду нужно лишать компота - это
сделано ужасно. Если считать "Даже и
не думай" тем, что он есть на самом
деле - длинным видоклипом, а не
художественным фильмом, - его даже
можно посмотреть.
Второй момент, из-за которого
я не пожалел, что посмотрел этот фильм, -
Андрей Панин в роли Чернова. Этот
прекрасный актер даже в подобной
лабуде играет так, что иногда хочется
просто аплодировать - особенно в сцене
беседы Чернова с фээсбешником и в сцене
ограбления. Да и воспитательная беседа
с дочкой - тоже блеск. Собственно, там
весь кагал авторитетных бандитских
личностей - хорош, хоть они и появляются
в картине на несколько минут.
Третий положительный момент
- явные пародии на эпизоды из
знаменитых лент Ритчи, Тарантино и так
далее. Цитаты - это одно. Это не очень
интересно и даже раздражает. А вот
пародии - это весело и забавно. Самый
шикарный момент с этой точки зрения -
сцена при захвате химчистки, когда Ник
из себя строит Зеда...
Резюмирую. Несколько лучше,
чем предполагалось, хотя многие вещи
сделаны очень и очень слабенько. Но в
общем и целом - где-то на троечку с
плюсом, что для нашей
кинематографической ситуации (я сейчас
говорю только о подобных жанрах) уже
очень и очень неплохо. Если они будут
снимать продолжение и в виде
исключения поработают над сценарием и
диалогами, а также уберут из картины
кошмарного Алексея Панина и дадут
больше эпизодов Андрею Панину и
Алексееву с Мухиным - может получиться
даже хорошо.
А с данной картиной главное -
смотреть, даже не думая.
|