Драма "Госфорд Парк" (Gosford
Park)
Режиссер - Роберт Олтмен. В ролях - Кристин
Скотт Томас, Стивен Фрай, Эмили Уотсон,
Джереми Нотэм, Райан Филлипп, Дерек Джекоби,
Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Ричард Грант.
Великобритания-США-Германия-Италия. 2001. 137
мин. Правда, немного
раздражали субтитры.
Один фиг с этим
ужасным английским
акцентом ни черта не
разобрать.
(из отзывов зрителей)
Это чистые "Особенности
национальной охоты",
но только в английском варианте.
(кот Бублик)
Уже почти не старая Англия - 1932
год. Сэр Уильям Маккордл (Майкл Гэмбон)
приглашает друзей в свое поместье Госфорд
парк на старинное английское
развлечение - охоту. Сам сэр Маккордл уже
стар, но еще крепок. Он еще вполне способен
получать удовольствие от этой жизни с ее
небольшими радостями: женщинами, выпивкой,
отменной едой и всяческими увеселениями.
При всем при этом сэр Маккордл -
классический англичанин, свято блюдущий
традиции, потому что он, как и многие другие
представители угасающей британской
аристократии, чувствует, что уже все! Они
все живут на закате великой империи! Очень
скоро произойдет передел мира, и знаменитые
аристократы, составлявшие основу
существования Великобритании, если не
исчезнут, то очень сильно изменятся. Они
станут совсем, совсем другими...
Впрочем, и на встрече у Маккордла
уже видны приметы нового времени. Ведь
далеко не все посетители Госфорд парка
- потомственные высокородные аристократы.
Среди серебра блестящего общества
затесалось несколько медяков, которые,
правда, занимают достаточно высокое
положение в социуме, однако их родители -
скажем так - в детстве лежали вовсе не в
кружевных пеленках. Перво-наперво, это
американский продюсер Морис Уэйссман,
который мало того, что из семьи каких-то
стряпчих, так еще и... В общем, сами понимаете,
кто он с такой фамилией. А мы, английские
аристократы, к этим всяким там айсбергам,
вайсбергам и прочим рабиновичам
относимся ничуть не лучше, чем в старые
времена. Но приходится терпеть. Потому что
закат империи. Потому что в наши ряды
пробираются какие-то известные америкашки
с большими деньгами, и мы вынуждены с ними
общаться. Новые времена, ничего не
поделаешь.
Но и наше общество - что уж тут
скрывать - уже далеко не безупречно. Чего
стоит, например, актер Айвор Новелло (Джереми
Нотэм). Зачем сэр Уильям его вообще
пригласил? Ну да, этого актера любит вся
Англия. Но мы-то - вовсе не вся Англия. Мы - ее
лучшая часть. Да, мы с удовольствием смотрим
спектакли, фильмы и даже аплодируем всем
этим новелло и уэйссманам. Мы можем после
спектакля зайти к ним в гримерку и даже
пожать им руку. Не снимая перчаток,
разумеется... Но быть с ними вместе два дня?!!
На охоте?!! У сэра Уильяма?!! Впрочем, дорогой
сэр Уильям всегда отличался некоторой
эксцентричностью. Рассказывают, что
доблестный сэр раньше любил брюхатить
своих работниц. Тех, конечно, какие
посимпатичнее. Да-да, а вы что, не слышали? Но
это, как вы понимаете, строго между нами. Мы,
подлинная аристократия, не должны выносить
сор из избы. Тем более, что ничего плохого в
поведении сэра Уильяма, разумеется, нет.
Аристократ имеет полное право посеять
королевский овес. Где этот плебс еще
возьмет свежую кровь, где? Ее уже почти и не
осталось...
***
Чудесный
фильм. Остроумный, захватывающий и невероятно стильный. Роберт Олтмен всегда
блестяще снимал социальную сатиру. Причем окружал ее таким красивым, ироничным
и забавным антуражем, что сатира смотрелась как комедия или мелодрама, а все
шпильки Олтмена замечались далеко не всеми, в результате чего некоторые его
фильмы были явно недооценены зрителями (как, например, замечательная картина
"Высокая мода" и очень умная "Доктор
Т и его женщины"). Причем социальная сатира - жанр довольно сложный.
Чуть вправо - скатишься к обычному злобствованию, и тебя обвинят в элементарной
зависти. Чуть влево - сатира превратится в смакование предмета исследований,
и над тобой просто будут смеяться - тоже мне, сатирик.
У Олтмена получается сделать
почти невозможное. Он, с одной стороны,
достаточно саркастичен при показе тех или
иных социальных групп, но с другой - вполне
понятно, что он их все-таки любит и к ним
снисходителен. Иногда он прямо-таки грустит,
что подобные люди или явления скоро
исчезнут. А иногда радуется, что все это
будет существовать еще долго, при этом
отводя себе роль наблюдателя и рассказчика,
который не торопится хвалить или обвинять,
а просто исследует явление, без каких-либо
оценок или морализаторства.
При этом он всегда на редкость
точен в изображении того среза общества и
той эпохи, которые демонстрируются в
картине. В "Госфорд Парке" обстановка
аристократической Англии тридцатых годов
прошлого столетия показана невероятно
точно, и трудно поверить, что это снимал
американский режиссер. Ведь точность в
деталях никогда не отличала голливудских
постановщиков, особенно когда они снимают
что-нибудь не из американской
действительности. Но Олтмен к постановке
картины подошел со всей серьезностью.
История о том, как снимали картину - сюжет
для отдельного фильма. Создатели "Госфорд
Парка" пригласили большое количество
консультантов - английских старичков и
старушек, в свое время служивших в подобных
домах, - и для фильма очень аккуратно и точно
выверяли абсолютно все: жесты, фразы,
антураж, посуду, одежду и так далее. Кроме
того, "Госфорд Парк" - фактически
английский фильм. Олтмен пригласил только
двух американских актеров (которые и играли
американцев, причем Боб Балабан,
изображающий продюсера Уэйссмана, также
является соавтором сценария), но
практически все остальные актеры -
англичане. Ну и, кроме того, снималась
картина в Англии. Поэтому достоверность -
потрясающая.
Но! Вовсе не достоверность
составляет основную прелесть этого фильма.
Олтмен великолепно умеет исследовать и
показывать всевозможные тонкости
взаимоотношений людей различных
социальных слоев и категорий. "Госфорд
Парк" с этой точки зрения - просто шедевр!
Английская аристократия: вырождающаяся;
богатая и высокомерная; высокомерная и
бедная; новая аристократия, попавшая в
высший свет благодаря каким-то заслугам;
новая аристократия, попавшая в высший свет
благодаря браку. Кипящий котел, террариум
задушевных врагов, который, тем не менее,
снаружи выглядит как довольно милая
компания. Обслуга: профессионалы экстра-класса,
эдакие "бэрриморы"; новая обслуга,
которая уже не настолько трепетно
относится к своему занятию, как профи;
незаконнорожденные изгои, вынужденные
существовать не в своем классе, не принятые
при этом в обществе и чужие среди лакеев. В
общем, довольно большой спектр различных
социальных слоев и расслоений.
Олтмен ухитряется в одном фильме
показать несколько десятков характеров,
завязать несколько сюжетных ниточек,
каждая из которых могла бы послужить
отдельному фильму, причем все это
скрещивается в водовороте хоть и
размеренных, но весьма интересных событий.
Однако Олтмен - это вовсе не заторможенный в
пространстве и времени Гай Ритчи для
эстетов. Просто у Олтмена не экшн. Ему не
нужно закручивать тугую пружину из
характеров и разветвлений сюжета, чтобы
потом раскрутить ее так, чтобы у зрителей
сорвало крышу от восторга и перенасыщения.
Олтмен любит исследовать. Аккуратно,
скрупулезно и со вкусом. Зато от его глаза
не укроется ничто - ни одна значащая деталь.
Кроме всей мешанины характеров и
взаимоотношений в картине в какой-то момент
даже появляется детективная составляющая,
хотя убийство после примерно часа двадцати
от начала фильма - это совершенно не типично
для детективов. Но это и не детектив. И уж
тем более - не комедия. Честно говоря, я
понятия не имею, с какой стати этот фильм в
базах относят к комедиям. Или это чья-то
неудачная шутка, или я какой-то не тот фильм
смотрел. Сатира - да, сколько угодно. Но
сатиру называть комедией - так же глупо, как
трагикомедию именовать драмой. "Госфорд
Парк" - это драма. Даже детективная драма,
потому что последняя треть фильма проходит
под эгидой детективного расследования. Но
суть там не в детективе. Суть во
взаимоотношениях персонажей.
Актеры для фильма подобраны
бесподобно и играют бесподобно. Вряд ли
имеет смысл перечислять каждую роль, потому
что все они по-своему хороши. Впрочем, есть
особенно заметные роли, которые просто
нельзя не упомянуть. Во-первых, это
блистательная Мэгги Смит, сыгравшая
графиню Трентамскую. Та самая старая, но уже
обедневшая аристократия. Классические
повадки, презрительный взгляд, весьма
забавная манера общения со своей служанкой
(высокомерие вместе с готовностью
посплетничать на довольно интимные темы), а
дальше диалоги, диалоги и диалоги -
восхитительные. Настоящий стиль и
настоящий класс. Ею и восхищаешься, и презираешь эту напыщенную
графиню, и слегка жалеешь - потому что их
время ушло. Практически ушло.
Во-вторых, Майкл Гэмбон,
сыгравший сэра Уильяма. Старый, но еще
крепкий английский сэр. Со всеми присущими
английскому сэру добродетелями - они же
пороки. Властный, твердолобый, упрямый.
Конечно же, негодяй. Конечно же, наказан,
даже с оттенком некоей морали - когда-нибудь
приходится расплачиваться за грехи юности.
Впрочем, с морализаторством Олтмен не
перегибает. Сэра Уильяма могли и не
наказать. Ничего бы не изменилось. Просто
его смерть создала определенный оживляж и
вывела на сцену... Великолепного Стивена
Фрая, играющего в этом фильме инспектора
Томпсона. Да-да, Стивен Фрай здесь вовсе не
Дживз - "Indeed, sir". Стивен Фрай - инспектор.
Из простонародья. Однако он понимает, в
каком обществе он находится и как деликатна
его задача. Фрай великолепен, как всегда.
Его Томпсон - очень забавен и даже комичен. О!
теперь я понял, почему "Госфорд Парк"
вдруг назвали "комедией". Это из-за
Фрая! Только из-за него!
В-третьих...
Впрочем, не имеет смысла характеризовать всех актеров. Их там слишком много.
И все играют замечательно. Остановлюсь только на голливудском актере Райане
Филлиппе ("звезда" фильма "Жестокие
игры" и по совместительству - муж очень известной актрисы Риз
Уизерспун). Он довольно хорошо сыграл - Леонардо Ди Каприо. Просто один
в один. Очень похож. Правда, на мой взгляд, сам Ди Каприо в этой роли выглядел
бы лучше. Менее претенциозно и более тонко. Райан Филлипп, играющий американского
актера (вынужденная тавтология) - сноба и педераста - чуть более искусственен,
чем необходимо. И в этом он проигрывает остальным актерам. Точнее, на их фоне
это просто достаточно хорошо заметно...
Кстати, отзывы на этот фильм -
очень и очень разные. Впрочем, как и на
другие картины Олтмена. Одни его считают
занудным морализатором. Другие уверяют, что
все это смертная тоска, и что Олтмену
наплевать на зрителя, потому что ему важен
сам процесс съемки. Третьи заявляют, что
Олтмен зарывается в деталях и частностях,
которые абсолютно неинтересны зрителю. Ну а
четвертые... Четвертые от его фильмов
пребывают в таком же восторге, как и я.
Мне приходилось слышать, что "Госфорд
Парк", дескать, очень напоминает фильмы,
поставленные по Агате Кристи. Я возмущен
таким определением. Это все равно что
сравнивать Толкиена с Джоан Ролинг. Нельзя
сравнивать принципиально разные вещи. "Госфорд
Парк" - это вам не какой-нибудь детектив.
Это срез эпохи, сделанный мастером своего
дела. Практически впервые - в такой форме -
подробно и со всеми деталями показаны
взаимоотношения не только в верхнем слове
английского общества, но и среди их слуг.
Причем это все демонстрируется совершенно
параллельно - верх и низ. И в этой
параллельности - самый сок. Потому что
видишь, насколько низ и верх являются
фактически слепком друг с друга. Лакеи тоже
делят друг друга на тех, кто рожден лакеем -
то есть, является высшим обществом, - и не
рожден лакеем. Они тоже кичатся своими
манерами, приверженностью традициям. Они
так же свысока смотрят на всяких выскочек,
чьи родители не были мажордомами или
поварами в графских домах. Они точно такие
же, как и их хозяева. Законы сословия - пусть
даже лакейского - для них священны.
С другой стороны, и это Олтмен
также очень четко подмечает, лакеи все-таки
отличаются от своих хозяев. В мелочах.
Например, когда знаменитый актер Айвор
Новелло - принимаемый, но презираемый этим
высшим светом, - начинает играть на рояле и
петь, высший свет делает вид, что совершенно
не слушает этого знаменитого парня без роду
без племени. Зато прислуга - все, как один -
толпится за дверями, вслушиваясь в
божественные звуки песен Новелло. Они все-таки
не из высшего общества. Им не зазорно
продемонстрировать, что Новелло поет
великолепно...
Ладно, пора резюмировать. Олтмен,
на мой взгляд, достиг определенной вершины
в своем творчестве. Тут и прекрасная
постановка, и тончайшие психологические
нюансы, и великолепная игра актеров, и
совершенно потрясающее и точное
воссоздание эпохи. Даже небольшая
детективная составляющая ближе к концу
фильма не прекращает "Госфорд Парк" в
детектив или комедию. Это блестящая
социальная драма, снятая настоящим
мастером.
Я в восторге. Однако большинство
из вас, вероятно, найдет фильм скучноватым
или неинтересным. Но я вовсе не собираюсь
противопоставлять себя и вас, дорогие
читатели. Просто Олтмен не всем нравится.
Это не зависит от наличия ума как такового.
Это зависит исключительно от склада ума.
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|