Трагикомедия "Все
возможно, бэби" (MayBe Baby)
Режиссер - Бэн Элтон. В ролях - Хью
Лори, Джоэли Ричардсон, Роуэн Аткинсон, Эмма Томпсон. Великобритания. 2000.
Все-таки,
есть особая прелесть в английских
комедиях... Я хорошо помню, как нам еще
со времен советской очень средней
школы объясняли, насколько у англичан
особый юмор, который нормальный
человек понять не в состоянии. Однако и
в самой Англии, и во время просмотра
английских фильмов я много раз
убеждался в том, что англичане -
довольно веселые и остроумные люди, а
юмор у них - не просто вполне понятный,
но и доставляет живейшее удовольствие.
По крайней мере мне он нравится на
порядок больше американского, который
в последние годы под сильным влиянием
африканских представителей этой
великой нации скатился исключительно к
сортирам и сплошной пошлятине.
Однако тема, которая
обсуждается в фильме "Все возможно,
бэби", настолько интимна и деликатна,
что, казалось, практически невозможно
рассказать об этом без пошлости и
вульгарности. Тем более удивительным
для меня был тот факт, что Бен Элтон все-таки
ухитрился это сделать. Несмотря на то,
что многие эпизоды этого фильма
находятся как бы на грани приличий,
Элтон ухитряется не перейти эту грань.
Кстати, "Maybe Baby" для Бена
- первый полнометражный фильм (сценарий
для него он написал сам). До этого Элтон
снимал только телевизионные сериалы на
британском телевидении (между прочим,
он делал пару серий для самого Мистера
Бина - Роуэна Аткинсона; вероятно,
поэтому Аткинсон появился в этом
фильме в эпизодической роли врача-гинеколога).
Ладно, рассуждения - потом, а
сначала давайте поговорим о сюжете...
Сэм Бэлл (Хью Лори) и Люси
Бэлл (Джоэли Ричардсон) недавно
поженились. Они молоды, красивы, у Сэма
есть хорошая работа на телевидении,
которая позволяет им не испытывать
никаких финансовых затруднений... Все
бы хорошо, но у них есть одна проблема:
Люси никак не удается забеременеть,
несмотря на то, что они с Сэмом довольно
много времени посвящают этому процессу,
для чего Сэм даже нередко срывается
домой с важных производственных
совещаний.
Однако - увы, увы - все их
труды не увенчиваются успехом. Тогда
Люси обращается за помощью к подругам,
которые советуют ей всякую
полумистическую чушь, и она заставляет
Сэма выполнять все эти дурацкие обряды,
которые должны помочь Люси
забеременеть. Разумеется, обряды тоже
не помогают.
Ну и тогда Люси с Сэмом
приходится пройти малоприятный путь
различных стимуляций, уколов и
процедур, вплоть до искусственного
зачатия. Но и это, к сожалению, не
приводит к успеху.
Между тем, пока Сэм отдавал
все силы в борьбе за деторождение,
ситуация на его работе (Сэм является
начальником одного из отделов на BBC)
стала критической: требуются новые
хитовые картины, а нет ни одного
приличного сценария. У BBC даже есть
крутой режиссер (валлиец), который
умеет снимать блокбастеры, но делать
картину без сюжета, как вы понимаете,
нельзя. И от Сэма требуют сценария,
иначе его карьере на BBC придет конец.
Тогда Сэм решает написать
сценарий трагикомедии... о них с Люси. О
том, как они старались завести ребенка,
и что из всего этого получилось. Но
когда он попробовал завести разговор
об этом с Люси, она решительно
воспротивилась тому, чтобы их личная
жизнь была вынесена "на потеху
римской черни". Но у Сэма нет выбора,
поэтому он начинает писать сценарий
без согласия жены. Кроме того,
поскольку героиня сценария
первоначально получается не очень
жизненной, Сэм идет на преступление: он
тайком читает дневник, куда Люси
заносит все свои мысли и впечатления, и
на его основе делает характер и диалоги
своей героини. То есть получается, что
Сэм фактически украл часть текста у
своей жены...
На BBC от сценария все в
восторге, и компания срочно начинает
производство фильма. При этом,
разумеется, приближается момент, когда
Люси обо всем узнает. А они ведь пока
так и не смогли завести ребенка...
***
На удивление милый фильм.
Удивление вызывает не сам факт того,
что англичане умеют снимать хорошие
комедии (в этом я как раз не сомневался),
а то, что о такой непростой и "скользкой"
теме создатели фильма сумели
рассказать забавно, с большим юмором и
практически без грамма пошлятины. И это
при том, что язык персонажей в картине -
весьма откровенен. Впрочем, у всех
зрителей свои критерии той границы, за
которой юмор превращается в пошлость,
но, скажем так, на мой взгляд - в фильме
нет пошлятины, хотя обо многом
говорится открытым текстом, и те
зрители, которых шокируют термины "сперма",
"вагина" и так далее, могут
посчитать этот фильм "неприличным".
Однако я никаких "неприличностей"
в нем не нашел. Наоборот, практически
каждый эпизод - очень качественно
поставлен и отлично сыгран. Впрочем,
актерская игра - одна из главных
положительных составляющих этой
картины. Хью Лори (незабываемого Берти
Вустера из "Дживс и Вустер") -
представлять не надо. Великолепный
актер, полный замечательного, хотя и
довольно сдержанного английского
юмора. Но в этой сдержанности как раз и
заключается самая изюминка. У него
такая забавная физиономия... Впрочем,
это объяснить невозможно. Это надо
видеть.
Джоэли Ричардсон составляет
Лори отличную пару. Она играет именно
так, как нужно, вполне справляясь с
довольно непростым жанром
трагикомедии. Ведь с одной стороны, это
действительно комедия, но с другой -
рассказанная история вполне жизненна,
и немало семейных пар попадают в
подобную ситуацию. И веселого во всем
этом не так уж много, так что Джоэли
также приходится изображать настоящую
трагедию - трагедию женщины, которая
готова пойти на весьма серьезные
физические и моральные испытания,
чтобы забеременеть. И она это сыграла
вполне достойно.
В фильме есть еще несколько
удачных ролей, среди которых самая
запоминающаяся - тот самый постоянно
обкуренный режиссер-валлиец,
который снимает картину по сценарию
Сэма. В самом начале фильма он выглядит
довольно средненько, пока ругается с
Сэмом, но как только начинает снимать,
становится все забавнее и забавнее, под
конец картины выдавая уже настоящие
перлы.
Мистер Бин в роли гинеколога
- это мистер Бин в роли гинеколога. Кто
смотрел его шоу, тот поймет. Жалко
только, что эпизоды с ним очень
короткие.
Резюмирую. Очень забавный и
милый фильм, который вполне можно
посмотреть. Даже нужно. Если, конечно,
вас не приводят в шок слова "член",
"вагина" и "эякуляция" (произнесенные,
впрочем, достаточно целомудренно).
(Тут Экслер вспомнил, что он тоже украл свои "Записки
кота Шашлыка" у... кота Шашлыка, засовестился, покраснел и отправился
просить у животного прощения.)
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|