Приключенческая комедия
"О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou)?
Режиссеры - Джоэл Коэн, Итан Коэн. В
ролях - Джордж Клуни, Джон Туртурро, Тим
Блейк Нельсон, Джон Гудман, Халли Хантер.
США. 2000. 110 мин.
Улисс
Эверетт Макгилл (Джордж Клуни), Пит (Джон
Туртурро) и Делмар (Тим Блейк Нельсон)
сбежали с каторги. В те времена (30-е годы
прошлого столетия) это было не так уж и
сложно. Наука еще не изобрела магнитные
присоски, хитроумные датчики, лазерную
систему обнаружения и прочие
технические прибабахи, которые при
побеге могут в лучшем случае
отбабахать ноги, а в худшем - всю голову.
Поэтому единственное, что
мешает веселой троице каторжников - это
цепь, которой они скованы. Собственно,
цепь - это то, из-за чего им пришлось
убегать втроем. На самом деле
навострить лыжи хотел только Улисс, а
Питу и Делмару париться в каменоломнях
оставалось не так уж и долго, но Улисс,
так как сбежать одному, волоча за собой
Пита и Делмара против их желания, у него
вряд ли бы получилось, обещает прицепу (Питу
и Делмару) на свободе показать место, в
котором зарыто черт знает сколько
денег. Друзья покупаются на эту
приманку и бегут вместе с Улиссом.
Впрочем, довольно быстро
становится понятно, что никаких денег
нет и в помине, а Улисс это все выдумал,
однако друзьям предстоит такое
количество всевозможных приключений,
что, быть может, это будет намного
интереснее, чем любое богатство.
Да скучать друг с другом в
путешествии им не приходится, ведь они
совершенно разные люди. Улисс -
красавец мужчина, который даже на
каторге не потерял привычку заботиться
о своей внешности, но главное - о своей
прическе, которую он старательно
сохраняет с помощью сеточки для волос и
воска, запасы которого Улисс
старательно пополняет, а запах от
которого весь фильм коробит его
товарищей. Пит - не такой франтоватый и
утонченный, как Улисс, но он очень
целеустремленный и немножечко
безумный, о чем красноречиво говорят
его постоянно вытаращенные глаза.
Впрочем, быть может, он просто
злоупотребляет кока-колой, в которой в
те благословенные времена содержался
настоящий кокаин. Делмар - самый
простоватый и недалекий, однако он, как
и Ринго Старр в "The Beatles", является
совестью и душой этой странной
компании.
В самом начале своего
анабазиса друзья встретили Гомера. Да-да,
того самого слепого старикашку,
который играл на кифаре и рассказывал
всякие сказки. В Америке 30 годов он не
прозрел, но кифару заменил на дрезину,
на которой весьма удобно ездить людям с
расстроенным зрением - куда не надо не
заедешь. Гомер напел путешествующей
троице всякие пророчества об их
дальнейшей нелегкой судьбе, но
поскольку там содержалось упоминание о
признании и славе, друзья успокоились и
даже не обратили внимания на страшное
пророчество, которое гласило, что они
увидят корову на крыше сарая.
Мы с котом Бубликом, когда
услышали об этой корове, сразу поняли,
что в ней заключается самая соль фильма.
И с замиранием сердца ждали этой жуткой
коровы. Впрочем, я забегаю вперед...
Так вот, на долю бывших
каторжников выпала масса всевозможных
приключений. Прям как в "Одиссее"
того самого Гомера на дрезине. Это
называется эпос. Когда не просто
приключения - ну, знаете, типа, кружка с
кофе на штаны опрокинется, - а
приключения с большой буквы "О".
Потому что Обалдеть, какие приключения!..
Негра-музыканта, продавшего
душу Сатане, встретили. Записали песню в
стиле кантри для местного радио,
назвавшись ансамблем "Мокрые
задницы". Ограбили банк. Были
соблазняемы сиренами, причем довольно
успешно, отчего Пит немножечко
превратился в жабу. Познакомились с
женой Улисса и попытались отговорить
ее от нового брака совсем не с Улиссом.
Спасли негра-музыканта от линчевания,
заодно сорвав блестящую чернопиарную
технологию кандидата в губернаторы.
Были ограблены очень симпатичным с
виду пузаном (разумеется, это был Джон
Гудман). А также... ВИДЕЛИ КОРОВУ НА
КРЫШЕ! В этой корове, друзья мои, вся
соль фильма! В ней, дорогие читатели,
заключаются тот самый ЭПОС! И кто не
поймет, при чем тут корова на крыше, тот
ни черта не врубится в этот фильм...
***
Открою вам страшную тайну: я
не понял, зачем корова на крыше, поэтому
в фильм не врубился. Точнее, врубился,
но он меня, если честно, не зацепил.
Причем не зацепил настолько, что я
несколько раз даже порывался его
выключить, и только необходимость
написать рецензию, а также магические
для меня имена братьев Коэнов
заставили досмотреть фильм до конца.
Так вот что я вам скажу - что-то
непонятное с этой картиной. Вроде, все
довольно прилично: однозначно хорошие
актеры, забавные эпизоды,
профессиональная постановка, но...
скучно. Откровенно скучно. Особенно
первую половину фильма.
На комедию это все не похоже
просто потому, что это не комедия. Кто
ее загнал в эту категорию - не знаю, но
парень явно был не прав. На приключения
- похоже намного больше, но какие-то они
нединамичные, эти приключения. Видно,
что сценарист старательно пытается
стилизовать гомеровскую "Одиссею"
под Америку тридцатых годов, но все
никак не может решить, какой путь
избрать: чистый стеб, честную
стилизацию, простое переложение сюжета
под новое время или еще что-нибудь.
Поэтому получилось ни то ни се. То "Индиана
Джонс", то "Путешествие маппетов в
Голливуд". Честное слово, во время
просмотра я все время вспоминал эти два
фильма.
Кроме того, Коэны время от
времени пытались из этого фильма
сделать мьюзикл. Для решения данной
задачи трое сбежавших каторжников вдруг
превратились в профессионально поющий
ансамбль, который так задушевно
исполнил песню из репертуара "Мокрых
задниц", что вся губерния зафанатела,
и теперь каторжников ждет по меньшей
мере Грэмми. И в самом конце фильма они
снова исполнили ту же песню, в
результате чего вся эта недоодиссея
вдруг стала мьюзиклом.
Самое обидное заключается в
том, что задумано это все довольно
хорошо, да и актеры - все на высоте. Даже
Джордж Клуни повернулся каким-то своим
неожиданным лицом и, несмотря на образ
записного красавца, вдруг обрел очень
выразительную мимику, которой у него
раньше не было и в помине. Мне он в
фильме очень понравился. Туртурро
также хорош со своими безумными
глазами, а Тим Блейк Нельсон - просто
блеск: довольно сложно сыграть
совершенно невыразительного и
туповатого парня так, чтобы эта роль
кому-то запомнилась. А он ее сыграл
просто с блеском.
Поэтому фильм вызывает даже
некоторое раздражение. И режиссеры
знаменитые, и актеры играют вполне
хорошо, и в сценарии временами
проблескивают довольно забавные
задумки, но... Что-то не получилось.
Почему-то не удалось. Скорее всего
потому, что нет какой-то целостности.
Картина распадается на некие отдельные
эпизоды, часть которых совершенно
серая и невыразительная, но другая
часть - весьма и весьма смотрибельная.
А раз нет целостности в
картине - нет целостности восприятия.
Поэтому и не понравилось. Вот
скучновато - и все тут. Не этого я ожидал
от Коэнов. Совсем не этого.
Однако должен заметить, что
мнения об этом фильме сильно
разделились. Точнее, разделились
мнения зрителей и критиков-академиков.
Фильм получил довольно большое
количество номинаций и наград, причем
"оскарные" номинации касались
именно сценария, который лично я считаю
самым слабым местом в этом фильме.
Так что можно не доверять
моим словам и попробовать это все
посмотреть, потому что в данном случае
уж больно различается мое мнение с
мнением всяких кинематографических
авторитетов. На мой же взгляд -
посмотреть можно, но не нужно. А если вы
посмотрите и придете в восторг, не
поленитесь написать мне и объяснить,
что же в этом фильме вам так
понравилось. Мне очень интересно,
честное слово.
Оценки
по пятибалльной системе |
|
Зрелищность |
3 |
Актерская
игра |
4 |
Режиссерская
работа |
4- |
Сценарий |
3 |
Возрастная
категория |
>16 |
Краткое
резюме |
не
фонтан |
Нужно
ли смотреть |
можно |
|
Ссылки по теме:
Этот
фильм на сайте IMDB
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|