Драма "Талантливый
мистер Рипли" (The Talented Mr. Ripley).
Режиссер - Энтони Мингелла. В ролях -
Мэтт Дэймон, Гуинет Пэлтроу, Джуд Лоу.
США. 1999.
- Пидерасты! Пидерасты! - орал
попугай капитана Флинта.
- Какие, нафик, пидерасты? - недовольно
спросил Флинт. - Надо
кричать - "пиастры"!
Но попугай не унимался.
(жуткая история из жизни)
Жил
да был на свете простой американский
паренек - Том Рипли (Мэтт Дэймон). Увы, с
рождением ему не повезло. Папа его не
был нефтяным магнатом или, на худой
конец, мыльным королем. Так что бедный
Том должен был рассчитывать только на
себя. Впрочем, он родился в Америке, где
даже невзрачный рыженький паренек по
имени Вилли Гейтс с детства торговал
жареными каштанами, но затем быстро
вырос, неимоверно разбогател и получил
тортом по роже, так что все дороги перед
Томом были открыты. Но он не спешил
торговать каштанами или изобретать
конвейер в автомобилестроении, а
только научился весьма прилично играть
на фортепьяно. Впрочем, в дальнейшем
ему это не пригодилось...
Как-то
раз Том одолжил у одного своего
знакомого пиджак принстонского
университета, чтобы подхалтурить
аккомпаниатором на одном из званых
вечеров. Некий богатейший пароходный
магнат по имени Герберт Гринлиф (Джеймс
Ребхорн) обратил внимание на пиджак
Тома и решил, что тот заканчивал
Принстон. После этого магнат предложил
Тому выполнить одно деликатное
поручение - отправиться в Италию, где
уже давно проживает и транжирит деньги
его единственный сын, чтобы
постараться уговорить его вернуться в
Америку и заняться, наконец, обучением
семейному бизнесу. Если Том согласится
выполнить это поручение, магнат обещал
ему в качестве командировочных вручить
тысячу долларов, что по тем временам
было очень большими деньгами.
Том
соглашается и отправляется в Италию.
Там он обнаруживает Гринлифа-младшего (Джуд
Лоу), который отдыхает со своей
подружкой Марджи Шервуд (Гуинетт
Пэлтроу). Том довольно неуклюжим
образом втирается к ним в доверие ("Дикки
Гринлиф! Это я - Том Рипли! Мы же с тобой
учились в Принстоне! - Да? Чего-то я тебя
не помню. Мы разве встречались? - Ну раз
оба там учились, значит наверняка
встречались! - А-а, понятно. Ну, тогда
приходи как-нибудь к нам поужинать. - С
удовольствием"), после чего начинает
с приятностью проводить время в
компании этих молодых людей.
Благодаря
тому, что Том заранее изучил некоторые
привычки Дикки (например, Дикки очень
увлекается джазом, и Том еще в Америке
серьезнейшим образом изучил имена
джазовых исполнителей и на слух
определяет их произведения), он
становится его близким другом.
Разумеется, Том не собирается
уговаривать Дикки отправиться обратно
в Америку, потому что тогда шикарной
жизни Тома придет конец, а тысячи
долларов на всю жизнь не хватит.
Поэтому Том честно признается Дикки о
цели своей миссии и о денежном
вознаграждении, полученном от его отца,
после чего они большую часть денег
тратят на новое и очень современное (для
тех времен) устройство - холодильник.
Кроме того, Том - очень талантливый
имитатор голоса, манеры разговора и
даже почерка других людей, чем Дикки
изрядно развлекает.
Поначалу
Дикки считает Тома чуть ли ни братом и
очень тепло к нему относится, но
постепенно отношение Дикки к Тому все
охладевает и охладевает. Во-первых, Том
- латентный гомосексуалист, который
испытывает к Дикки чисто физическое
влечение, причем не всегда это скрывает.
Во-вторых, Дикки понимает, что Том
присосался к нему, как пиявка, живет на
деньги Дикки, носит его вещи, а кроме
того - на правах "брата" позволяет
себе давать Дикки всевозможные советы
и пытается поссорить его с Марджи. В
конце концов ситуация заходит в тупик,
и в один прекрасный момент, когда они
катаются на лодке, Дикки высказывает
Тому все, что он о нем думает и говорит,
что женится на Марджи, а Тому пора
отправляться обратно в Америку. Том в
бешенстве бьет Дикки веслом по лицу,
они начинают драться, и Том убивает
Дикки веслом... Вот такая вот "американская
трагедия", только в педерастическом
варианте.
После
этого Тому приходит в голову мысль,
которая также приходила в голову
дедушке Ленину: "Кто был никем, тот
станет всем". Том давно уже противен
сам себе - мало на что способный
неудачник, которому в жизни ничего
хорошего не светит, поэтому он
присваивает паспорт и чековую книжку
Дикки (фотография в паспорте Дикки
довольно сильно устарела, и его самого
по ней часто не узнавали, а подпись
Дикки Том умеет подделывать в
совершенстве), после чего начинает
путешествовать по Италии под именем
Дикки Гринлифа. Марджи он говорит, что
Дикки уехал в Рим и не хочет никого
видеть, а для себя создает на всякий
случай алиби, селясь в одной гостинице
под именем Дикки, в другой под именем
Тома, при этом периодически звоня из
одной гостиницы в другую, оставляя
сообщения на автоответчике.
Вот
такой вот негодяйский парень этот
мистер Рипли. Причем он не только живет
под именем Дикки, он путешествует по
Италии, где многие "члены высшего
общества" знают Дикки, он заводит
роман с одной великосветской девушкой (Кейт
Бланшетт) под именем Дикки, и он
периодически встречается с Марджи (разумеется,
под именем Тома) и всячески пытается ее
уверить в том, что Дикки в Риме, но не
желает с ней встречаться. Но "баба -
она сердцем чует", как говаривал
Карпуша из "Место встречи изменить
нельзя", поэтому Марджи явно что-то
подозревает. Кроме того, в Рим внезапно
приезжает старый знакомый Дикки,
который терпеть не может Тома и намерен
докопаться до истины. Но и Том в этой
ситуации не намерен скрываться, а готов
играть свою роль до конца, чего бы это
ему ни стоило, и чего бы это ни стоило
всем остальным, особенно старым
друзьям Дикки...
Дальше рассказывать не хочу,
а то будет неинтересно смотреть.
Достаточно сказать только, что сюжет
изобилует довольно резкими поворотами
и лихо закрученными ситуациями.
А
теперь - о фильме. Он снят по роману
Патриции Хайсмит, причем в некотором
роде это ремейк, потому что еще в 60-х
годах французский режиссер Рене Клеман
экранизировал эту книгу. Тогда главную
роль (негодяйского мистера Рипли)
сыграл - ну конечно же! - Ален Делон. Я не
смотрел французский вариант, поэтому
не могу сказать, какой фильм получился
лучше. Но данный вариант мне, пожалуй,
понравился. Мэт Дэймон - ну просто супер!
Он великолепно сыграл слизняка,
который от осознания собственной
ничтожности и никчемности готов даже
на убийство. Он и выглядит именно так,
как должен выглядеть подобный тип - на
первый взгляд, вроде симпатичный
парень, но когда к нему приглядишься,
возникает несколько гадливое
впечатление. Эдакий ядовитый гаденыш,
который строит из себя безвредную
змейку.
Джуд
Лоу играет Дикки очень хорошо и
убедительно. Типичный миловидный и
слабохарактерный мажор, который
транжирит папашины деньги, ничего
собой не представляет и представлять
не будет, потому что единственное его
занятие в жизни - путешествовать,
паршиво играть на саксофоне,
увлекаться джазом и время от времени
соблазнять какую-нибудь девочку.
С
Марджи Шервуд (Гуинет Пэлтроу) - все
намного сложнее. Мне она больше не
понравилась, чем понравилась. Нельзя,
конечно, сказать, что она уж совсем
бесталанная, как какая-нибудь Сандра
Буллок, но я совершенно не в восторге от
ее игры. Поэтому когда прочитал в
некоторых американских рецензиях
восхищения критиков на тему ее игры в
этом фильме - был несколько удивлен.
Особенно они восхваляли сцену, когда
Том идет на Марджи, сжимая в кармане
халата нож, а Марджи, вне себя от ужаса,
бьется в дверь, но продолжает обвинять
Тома в убийстве Дикки, нарываясь таким
образом на крупные неприятности.
Критики были просто вне себя от
восторга и называли Пэлтроу
потрясающей драматической актрисой...
Честно говоря, лично я ничего такого не
заметил, хотя истеричку, врать не буду,
она сыграла весьма достоверно. Но в
общем и целом я от ее игры не в восторге.
Кстати,
на одном из американских кинофорумов я
наткнулся на довольно забавную
дискуссию, где обсуждалось, не
разжигает ли этот фильм ненависть к
педерастам, ведь Том - педераст и
негодяй, к тому же убил своего лучшего
друга и стал жить под его именем.
Страсти там разгорелись нешуточные, но
потом народ вспомнил, что Том в конце
фильма также убил педераста - своего
очередного друга, с которым он жил,
поэтому страсти поутихли.
Лично
мне как-то все равно, что именно фильм
разжигает или тушит по отношению к
педерастам, но посмотрел я его с
удовольствием. Есть какая-то прелесть в
фильмах, поставленных по известным
романам, особенно если его в корень не
переиначили американские
киносценаристы. Такие фильмы заметно
отличаются от других голливудских
поделок определенной глубиной сюжета и
неожиданностью сюжетных ходов. А
прибавьте к этому (для данного случая)
отличную игру Мэтта Дэймона и Джуда Лоу
плюс отсутствие надоевшего до одури
"счастливого финала" - получится
картина, которую вполне стоит
посмотреть. И фильм смотрится вполне
динамично, несмотря на то, что идет он
более двух часов. Резюмирую - вполне
можно посмотреть.
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|