Сетература. Что мы понимаем под этим... Гибрид флейма и
литературы, онлайн-графоманство, быстрое чтиво, вместе взятые
означающие способ развлечения некоей культурной человеческой
прослойки? О сетевой литературе мы говорим с известным
онлайновым писателем Алексеем
Экcлером.
Алена Кухарева: Вы согласны с мнением, что
сетевая литература, в отличие от офлайновой, обладает неким
свойством fastfood, а потому публика менее требовательна к ее
качеству и художественной значимости? Так или иначе, уточните, что
вы понимаете под "сетевой литературой"?
Алекс Экслер: Не согласен,
точнее, согласен только в той мере, в которой обычная
литература делится на fastfood и седло барана с
трюфелями под соусом "Дижон". Интернет -
всего-навсего средство публикации, не более. На мой
взгляд, говорить о "сетературе" можно
только в плане способа публикации, не более
того. Потому что литература как таковая - она
подчиняется одинаковым законам везде,
будь то клинопись, печатные издания или
электронные издания. Нет разницы, нет. Вы же не будете
называть "сетературой" "Войну и мир", выложенную на сайт? Не
будете.
А.К.: Не буду, потому что восприму это как
рекламную акцию правообладателей с целью увеличения продаж печатных
изданий. А вы думаете, эта вещь годится для чтения в Сети?
А.Э.: Любая вещь годится для чтения в Сети. Это
показывает успех электронных библиотек. Даже я сейчас читаю довольно
объемные вещи с экрана, хотя раньше ненавидел это занятие и
электронные книги не признавал. Новые времена, новые нравы. Тем
более, что очень скоро печатные книги вообще отомрут. Будут только
электронные. К этому все идет.
A.K.: Слышали ли бы вас разгневанные читатели
«Компьютерры», которых однажды разыграли тем, что пообещали
выпускать журнал на компакт-дисках…
А.Э.: Речь идет об электронных книжках с
жидкокристальными дисплеями. Такие уже разработаны и выпускаются.
Скоро все заполонят, однозначно ;-) Насчет же публики... Никакого
отличия от офлайна нет. Она точно так же требовательна и
одновременно нетребовательна, как и в офлайне. И "сетература"
делится на точно такие же категории, как и в офлайне. Единственное
дополнительное отличие - гипертекст, позволяющий более удобно
организовывать оглавление.
A.К.: Чем характерен мэйнстрим в сегодняшней
сетевой литературе? Можно ли выделить какие-то уникальные течения в
сетевой литературе, не свойственные печатной?
А.Э.: Уникальность определяется только
совершенно другими возможностями публикации. А это рождает более
широкое определение так называемой "народной любви". Если в офлайне
людей еще можно приучить читать то, что дают (при отсутствии
каких-то альтернатив), то в Интернете с этим намного сложнее, потому
что любой имеет возможность опубликоваться. И если при этом тебя не
читают, то остается только завернуться в тогу, назвать себя
"непризнанным гением", а тех, кого действительно читают, обозвать
конъюнктурщиками и графоманами. Честно говоря, мне трудно говорить о
течениях в сетевой литературе - просто по той причине, что я почти
никого не читаю. Времени нет. Я же писатель, а не читатель.
A.К.: Наиболее талантливые, на ваш взгляд,
сетевые писатели?
А.Э.: Опять-таки, я не сильно владею
информацией. Наверняка есть очень талантливые люди, до произведений
которых у меня просто не дошли руки за недостатком времени.
Талантами я считаю Норвежского Лесного, Рому Воронежского и Леонида
Каганова. Их я всегда читаю с большим удовольствием. Независимо от
того, говорят ли они то же самое обо мне или нет.
A.К.: Какое место в вашей иерархии ценностей
занимают такие вещи, как успех у публики, рейтинг сайта А.Экслера,
внимание критиков? И что на первых позициях?
А.Э.: Лично для меня на первом
месте стоит успех у публики. На подавляюще первом
месте. Рейтинг сайта
Экслера и является единственным показателем
успеха у публики - ведь, как известно, в рекламу
моего сайта не вложено ни копейки
денег. Внимание критиков меня, если честно, практически не
интересует. Потому что, во-первых, они просто по
определению должны меня ругать (потому что сайт
очень популярный, а значит - дешевка, потакание
низменным вкусам народа и прочая маринина), а меня ругань в свой
адрес несколько раздражает, а во-вторых,
даже если критики и хвалят (редко, но
бывает), то мне это почему-то неприятно. Так что
не нужны мне признания критиков,
победы в конкурсах и аналогичных
мероприятиях. Для меня единственная награда -
цифры на счетчике и письма читателей (умные и интересные письма, а
не идиотские наезды или слюнявые восхищения, конечно).
A.K.: Означает ли это, что вам тоже временами
приходится заниматься конъюнктурой?
А.Э.: Фразу по поводу успеха у публики следует
расценивать не как мое желание сделать все, чтобы этого успеха
добиться, а как предпочтение успеха у публики успеху у критики.
Конъюнктурой я вообще у себя на сайте не занимаюсь, потому что
всегда вытворял то, что лично мне нравится, не оглядываясь на то,
нравится ли это еще кому-нибудь. По счастливой случайности совпало
так, что это также нравится десяткам тысяч читателей. Ну что сказать
на это? Просто повезло.
Впрочем, некоторые рубрики моего сайта созданы в чисто
развлекательных целях (например, "баннизмы") и материалы,
публикуемые там, уж никак не претендуют на глубину или какую-то
литературность. Но у меня задача такая - развлекать себя и людей. Я
вовсе не стремлюсь к тому, чтобы меня считали серьезным писателем
или вообще писателем как таковым. Меня вполне устраивает термин
"великий русский графоман". Потому что писатель - это тот, кто пишет
с болью в сердце. А я пишу, пардон, с шилом в заднице.
A.K.: Хотелось ли бы вам как-то увековечить свои
произведения - например, издать избранное в печатном виде? И если да
- что вам мешает?
А.Э.: Я очень спокойно
отношусь к печатным публикациям, потому что весьма востребован
в Интернете.
А.К.: И вам удается на этом зарабатывать?
А.Э.: Наоборот - на сайт тратится больше, чем он
приносят как рекламная площадка. Но я зарабатываю на жизнь совсем
другими вещами, а сайт Экслер.ру не рассматривается мною как
средства заработка...
С точки зрения чистого удобства хотелось бы
издать мои рассказы и повести в
различных печатных форматах. Издатели ко мне
приходят уже года два, но их предложения настолько смехотворны, что
я их даже и обсуждать не хочу. Впрочем, вам должно быть
известно, сколько в России получают издатели, а сколько
авторы. Я вовсе не желаю, чтобы издатели обогащались за мой
счет (тем более, что у меня нет стремления
напечататься любой ценой), поэтому выход найден
простой - я сам становлюсь своим издателем. Сейчас уже
организовано новое маленькое издательство
(где я стал директором), которое будет издавать
целую серию компьютерных и интернетовских
учебников (часть из которых уже написано
мною же), а также все мои книжки. Вот такой подход меня вполне
устраивает.