О постановке "Гамлета" в театре
"Сатирикон"
Сейчас приступаем к новостям культурной
жизни столицы в моем лице. А мне, кстати, есть что рассказать.
Потому что недавно мое лицо вместе с другими частями моего
тела было отправлено в театр "Сатирикон" на спекталь
по пьесе У. Шекспира "Гамлет".
Кстати, а вы "Гамлета" у Шекспира-то
читали? Не все читали? Только вон тот мужик читал? И еще
вот эта милая дама? И все? Ну вы даете! А я думал, что мои
прочитатели - самая читающая публика в мире!
- Экслер, да после твоих дуркований
даже "Гамлет" покажется "Буратиной"!
- заявила жена Мария. - Ты сам Шекспира наверняка не читал.
- А вот и читал, - заспорил Экслер.
- Не читал!
- Читал. Я точно помню. Только это был не "Гамлет".
Это была "Золотая цепь или дорога никуда".
- А ты в курсе, что это не Шекспир?
- Как это не Шекспир? - спросил Экслер язвительно. - А что
это по-твоему? Биянки Агний Барто?
- Это Александр Грин.
- Не может быть! Там на обложке еще такой мужик со здоровенной
окладистой бородой нарисован. Наверняка это был Шекспир.
- Экслер! Да ты совсем уже! Это же "Капитал" Маркса!
- Так, Маша, сколько раз я тебе говорил - не мешай, когда
я делаю выпуск! Ты меня сбиваешь!
- Ну и пожалуйста...
Тогда мне придется освежить у вас в памяти
сюжет, а то будет не очень понятно, о чем я вообще рассказываю.
Вы не волнуйтесь, я кратенько.
Итак, жил да был в Датском Королевстве
принц, разумеется, датский по имени Гамлет. Фамилии у него
не было, потому что это были еще те дикие имена, когда люди
не имели ни фамилий, ни отчеств. Жил он сытно, в достатке.
Еще бы! Нетрудно догадаться что папаша у принца был кто?
Король! А королем хорошо быть! Что хочешь, то и делай. Утром
захотел выпить - пожалуйста! Ведь ты же король! Ну, конечно,
и Гамлету тоже кое-что перепадало. Так что был этот Гамлет
- типичный мажор.
Но вот однажды случилось несчастье. Папа
Гамлета пошел в сад покемарить после обеда, и как-то вот
после этого не проснулся. То ли индейка чересчур сильно
надавила на гипофиз, то ли солнце палило не в меру, короче,
представился папа Гамлета в иные сферы. Но не успел еще
утихнуть взрыв горя, поразивший Гамлета, как вдруг его законная
мамаша решила выйти замуж за дядю Гамлета - Клавдия, который
стал царствовать вместо папы Гамлета. Молодой принц, разумеется,
возмутился, хотя с точки зрения политической обстановки
мамаша была совершенно права. Тем более, что Клавдий сразу
полюбил маму Гамлета как родную, а сына мамы обещал отправить
учиться в Гарвард, что даже в те времена не всем было по
карману.
Гамлет не очень хотел ехать в Англию, потому
что любил дочь Полония - слуги Клавдия - которую звали Офелия.
Ну не то, чтобы уж очень сильно любил, но уважал ее интересы.
Она его просто привлекала, как женщина.
И тут началось самое страшное. По ночам
на главной площади Датского Королевства стал появляться
призрак. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это Тень
Отца Гамлета, которая молча и сурово посматривала на друзей
Гамлета, куривших по ночам на площади марихуану Гамлета.
Разумеется, друзьям принца не очень нравилось, что их отвлекают
от этого достойного занятия, поэтому они позвали самого
Гамлета и показали ему призрак.
- Ой, мама, ой, папа! - вскричал Гамлет,
признав в призраке отца.
- Здорово, сынку, - ответил ему призрак, признав в Гамлете
своего наследника.
- Какие новости, папа? - вежливо спросил Гамлет. - Не угодно
ли огоньку прикурить?
- No, thank you, - ответил призрак по стародатски. - Там,
где я сейчас нахожусь, огонька предостаточно. Но у меня
к тебе есть дело, сын.
- Я слушаю, папа, - ответил Гамлет и затрепетал, понимая,
что новости будут не из приятных.
- Дело в том, сына, что твоя дядя Клава оказалась жутким
негодяем. Воспользовавшись моим похмельным последобеденным
сном, она в ухо влила мне неразбавленной кока-колы, чем
повредила мыслительный нерв, и я в десять минут отбыл на
небеса, не успев составить завещание.
- Ах, какой он негодяй, этот дядя Клава, - вскричал Гамлет,
будучи ошарашен подобной новости.
- Кстати, папа, - сказал Гамлет, - а вы в курсе, что мама
повела себя как безусловный враг общества. Не успев дождаться,
когда вы окончательно разложитесь, она вышла замуж за Клаву.
- А и черт с ней, - беззаботно сказал папа. - Ее не вини.
Она и так достаточно наказана тем, что Клавдий храпит по
ночам, как сто бегемотов. А вот Клавдию ты должен безусловно
отомстить, если ты вежливый и любящий сын.
- Ок, папа, будет сделано, - твердо ответил Гамлет и призрак
исчез.
Однако, наутро Гамлета стали обуревать
сомнения настолько, что он просто весь побурел. "А
что если ночной кошмар был вызван чрезмерной долей алкоголя?"
- подумал Гамлет и решил сначала проверить: действительно
ли дядя Клавдий убил его папу посредством уха. Для этого
он вызвал труппу бродячих актеров, которым обманом подсунул
другое либретто. На спектакль были приглашены господа Клавдий
с супругой и другие официальные лица. Во время спектакля
актеры бормотали "Быть или не быть", с явным намеком
лили себе в уши расплавленную кока-колу и Гамлет заметил,
что дядя то краснел, то бледнел, а один раз даже упал со
стула, сделав вид, что это вовсе не он. И тут Гамлету все
стало ясно!
После спектакля он решил пообщаться с мамой
и рассказал ей о свидании с отцом. Но мама была пьяна и
вела себя как-то неразумно. Внезапно на стене зашевелилась
занавеска и бравый Гамлет ткнул в нее шпагой, надеясь, что
у стены прячется дядя Клава. Однако, это оказался вовсе
даже не дядя Клава, а его будущий тесть - Полоний, который
умер не приходя в сознание.
Тут все как забегали, засуетились. Гамлета
Клавдий срочно отправил в Англию, поручив Розенкранцу и
еще одному парню с совершенно непроизносимой фамилией пришить
его по дороге. Офелия некоторым образом сошла с ума, полезла
на иву, упала в реку и утопла. Тут из зарубежной командировки
приехал ее брат Лаэрт, которого подлый Клавдий стал уговаривать
пришить Гамлета на дуэли. Лаэрт не возражал, потому что
Гамлет некоторым образом убил его папу и не выполнил обещания
жениться на Офелии.
Тут
и Гамлет вернулся из Англии, потому что ему не понравилась
местная система образования. Подходя к родному замку, он
увидел могильщика, который рыл яму. Рядом с ямой валялся
череп шута Йорика, которого Гамлет знал еще в детстве. Гамлет
погладил Йорика по голове и процитировал: "Бедный Йорик!
Еще вчера ты обладал пышной шевелюрой, а сейчас лысый, как
мое колено!" Но тут внезапно в этой могиле стали хоронить
Офелию (Шекспир обожает такие повороты сюжета), а Гамлет
на могиле затеял безобразную драку с Лаэртом.
Вот, пожалуй, и все. Да, чуть не забыл.
Клавдий-таки уговорил Лаэрта драться с Гамлетом. Но чтобы
датский принц был убит наверняка, шпагу Лаэрта намазали
ядом кураре и зарядили клофелином бутылку с вином. Далее
все было как и полагается. Во время дуэли Лаэрт был смертельно
ранен Гамлетом. Гамлет был смертельно ранен ядом кураре.
Мама Гамлета опохмелилась вином с клофелином и умерла от
алкогольной интоксикации. Клавдий хотел сказать Гамлету
последее "прости", но был поцелован уже отравленными
губами Гамлета, а заодно Гамлет его еще проткнул отравленной
шпагой для надежности. Короче, все умерли в назидание грядущим
поколениям.
Мораль - много пить вредно.
Уф... Забавная история, не так ли?
Именно ее и поставил на сцене театра "Современник"
режиссер Роберт Стуруа. Спектакль решен в жанре трагифарса
(эту фразу я вычитал у какого-то критика.) Что вам можно
сказать о спектакле? Первая часть - безусловно удалась.
Никакой напыщенной риторики, все стильно и жизненно. Такой
довольно приятный стеб над Шекспиром и есть много удачных
постановочных находок. Костя Райкин в роли Гамлета хорош,
хотя несколько, на мой взгляд, переигрывает. Филиппенко
в роли Клавдия великолепен. Нет, не то слово. Филиппенко
в роли Клавдия - ВЕЛИКОЛЕПЕН!
А вот со второй частью постановки - явные
проблемы. Как-то скучно и утомительно, много непонятного
пафоса, которого совершенно не было в первой части, и даже
Гамлет стал явно раздражать, не говоря уж о Лаэрте, который
выглядит просто как освобожденный комсомольский секретарь.
Короче, я был рад, когда они наконец все друг друга поубивали.
Только Филиппенко было жалко. Концовка у спектакля - просто
откровенно слабенькая. К тому же не очень понятно, почему
Гамлет ведет себя с мамой, как со своей любовницей. Какая
бы она ни была пьяная, она все-таки мама. Вряд ли Шекспиру
понравилось, как вольно Гамлет обращается со своей мамой.
Так что я остался весьма доволен первой
частью и сильно разочаровался второй частью. Сходите на
этот спектакль, не пожалеете, но со второй части лучше уйти,
чтобы не портить впечатления. Кстати, некоторые зрители
так и делали.
***
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|