Драма "Все о моей матери" (Todo Sobre Mi Madre).
Режиссер - Педро Альмадовар. В ролях - Сесилия Рот, Мариса Передес, Пенелопа
Крус, Антония Сан Хуан, Кандела Пена, Тони Канто. Испания-Франция. 1999.
Слушай, а в Испании хоть один мужик нормальный есть?
Или матадорами тоже трансвеститы работают?
(разговор после просмотра фильма)
Мануэла
(Сесилия Рот) - мать-одиночка, живущая со своим сыном Эстебаном, который никогда
не знал своего отца. Причем даже имя отца Сесилия сыну не открывает. Эстебан
- очень умный и красивый мальчик, он любит театр, и с восьми лет пишет рассказы
и повести, мечтая стать писателем. На шестнадцатилетие Эстебана Мануэла ведет
сына посмотреть спектакль "Трамвай "Желание", в котором играет известная
актриса Дымка. После спектакля, пытаясь получить у Дымки автограф, Эстебан попадает
под машину.
Мануэла хочет сообщить отцу
мальчика о смерти сына, поэтому
увольняется с работы и отправляется в
Барселону, где она в последний раз
видела его семнадцать лет назад. И тут
выясняется, что Мануэла не зря не
хотела рассказывать сыну о своем
прошлом, потому что в Барселоне она
работала проституткой.
Вернувшись
в город после семнадцатилетнего перерыва, Мануэла встречает свою старую
подругу - тоже проститутку - трансвестита по имени Радость (Мариса Передес).
Она начинает наводить справки об отце мальчика - трансвестите по имени Лола
(Тони Канто), и выясняется, что Лола некоторое время жила (жил) у Радости, а
потом ее обокрала и уехала из города.
Мануэла не хочет
возвращаться обратно в город, где погиб
ее сын, поэтому остается жить в
Барселоне. Через некоторое время она
устраивается ассистенткой в театр, в
котором работает та самая актриса -
Дымка, послужившая невольной причиной
гибели ее сына. Но Мануэла не
испытывает ненависти к актрисе,
поэтому сближается с Дымкой и даже
становится ее личной ассистенткой и
компаньонкой. Кстати, Дымка - тоже
трансвестит.
Через Радость Мануэла
случайно знакомится с молоденькой
монашкой по имени сестра Роса (Пенелопа
Крус). При этом снова находятся следы
Лолы: оказывается, что Роса беременна
от нее (него), а самое печальное
заключается в том, что Лола заразила
Росу спидом.
Мануэла начинает ухаживать
за смертельно больной Росой, собираясь
усыновить ребенка, которого та должна
родить перед смертью...
***
Посмотрев этот фильм,
начинаешь понимать, что женщинам
никакие мужчины не нужны. Потому что
женщины - они сильные, умные и хозяйки
собственной судьбы, а мужчины - все
козлы, однозначно, и в подметки не
годятся ни одной женщине. В фильме,
заметьте, нет ни одного настоящего,
обычного и традиционного мужчины. Все
герои, оснащенные небольшим отличием
мужского организма от женского (это я
так высокопарно называю член),
оказываются трансвеститами. Вот с
трансвеститами, судя по фильму, женщины
дружить могут. Потому что они, почти
превратившись в женщину, утратили
бОльшую часть мужских козлиных качеств,
но зато сохранили способность к
воспроизведению, что довольно ценно.
Когда в кадре появляется мужчина -
будьте уверены, что это или женщина, или
он болен какой-нибудь неизлечимым
психическим заболеванием. Или просто
полный кретин.
Вместе с тем нельзя сказать,
что все эти ценные мысли Альмадовар
доносит до зрителя грубо и топорно.
Наоборот, несмотря на определенную
скандальность затронутых тем и
маргинальность большинства основных
действующих персонажей, картина
сделана довольно хорошо, и как режиссер
Альмадовар весьма силен.
С другой стороны, я не сказал
бы, что эта картина потрясла меня до
глубины души, а "Оскар-2000" в
номинации "Лучший зарубежный фильм",
на мой взгляд, получен не только за
мастерство режиссуры, но и за "политкорректность"
обсуждаемой темы. В Штатах сейчас
проявляют большой интерес к фильмам о
геях, наркоманах, трансвеститах и
больных спидом, так что Альмадовар
попал в точку.
Но еще раз подчеркиваю, что
снято это все мастерски. Хотя, если
честно, я вовсе не "рыдал от первой до
последней минуты", как предрекали
почти все критики, и вовсе не считаю
этот фильм "безусловно, гениальным",
как утверждают они же. Ну да, печальная
история, хорошо снятая и неплохо
сыгранная. Впрочем, особой интриги в
сюжете нет, потому что при первом
упоминании имени Лола становится
понятно, что это и есть отец Эстебана.
Сама (сам) Лола появляется в конце
фильма, причем Альмадовар не удержался
и сделал его молодым красавцем в
женской одежде и с длинными волосами,
хотя по сюжету это должен быть очень
потасканный, иссушенный наркотиками и
смертельно больной трансвестит. С
другой стороны, разумеется, это дело
режиссера - в каком обличье
демонстрировать потасканных
трансвеститов-наркоманов.
У зрителей, насколько я мог
судить, реакция на этот фильм весьма
различная. Кого-то он действительно
тронул до глубины души (среди этой
аудитории примерно 80% женщин), а кого-то
оставил совершенно равнодушным (80%
мужчин). Лично я вовсе не пожалел, что
посмотрел эту картину, но, если честно,
все эти бесконечные педерасты,
трансвеститы, несчастные проститутки и
полное отсутствие хоть какого-нибудь
приличного существа мужского пола -
несколько раздражало. Вероятно, это
произошло потому, что подобные темы
меня как-то мало интересуют и мало
задевают. Нет, я вовсе не гомофоб,
совершенно нормально отношусь к людям
с нетрадиционной ориентацией и вообще
считаю, что каждый должен сам решать,
кем ему быть - мужчиной, женщиной или
крокодилом, а также с кем спать - с
мужчиной или с женщиной (с крокодилами
в данном случае все намного сложнее,
потому что я требую, чтобы от него было
получено официальное согласие,
заверенное у нотариуса). Но, после
просмотра этого фильма, остается
странное впечатление, что вокруг не
осталось ни одного человека с
нормальной сексуальной ориентацией, и
что любой попавшийся навстречу мужчина
окажется педерастом, а любая женщина -
проституткой, лесбиянкой или, на худой
конец (каламбур получился совершенно
случайно), трансвеститом.
Резюмирую. Снято хорошо, но
обсуждаемая тема будет адекватно
воспринята далеко не всеми. Женщинам
этот фильм, как правило, нравится, а
мужчинам - как правило, нет. Впрочем,
если вы мужчина и вам понравился этот
фильм, не спешите считать, что вы -
латентный гомосексуалист или
потенциальный трансвестит. Просто это
хороший режиссер и весьма неплохой
фильм. Но тема - уж очень своеобразная.
Впрочем, Альмадовар почти всегда так
снимает.
Оценки
по пятибалльной системе |
|
Зрелищность |
4- |
Актерская
игра |
4- |
Режиссерская
работа |
4 |
Сценарий |
4 |
Краткое
резюме |
печальная
история |
Нужно
ли смотреть |
решайте
сами |
|
Этот фильм на:
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|