Драма "Ватель" (Vatel)
Режиссер - Жоффе Роланд. В ролях -
Жерар Депардье, Тим Рот, Ума Турман,
Джулиан Гловер. Великобритания-Франция.
2000. 113 мин.
В
семидесятых годах 17-го века дела принца
де Конде (Джулиан Гловер) - бравого
военачальника и видного аристократа -
шли из рук вон плохо. Поместья не
приносили прежнего дохода, крестьяне
мерли как мухи, а между тем принц,
будучи настоящим вельможей, просто
обязан был жить на широкую ногу. Но, как
известно, если слишком широко шагать -
брюки могут порваться в шагу, и от этого
случится конфуз. Вот у принца он и
случился - ему просто не на что жить.
Правда, надо понимать, что в данном
случае "не на что жить" вовсе не
означает, что ему приходится глодать
кости, запивая их отвратительным
монтрейльским вином, вызывающим ужас у
людей с тонким вкусом. Просто Конде уже
не может оплачивать содержание своего
огромного замка Шанти, в котором
проживают толпы всякой разной челяди,
призванной ублажать престарелого
воина.
Кроме того, в полях сражений
Конде схлопотал себе сильнейшую
подагру, а как считает современная (на
тот момент) медицина, облегчить
страдания несчастного могут только
свежевырванные сердца канареек или
дроздов - короче говоря, всяких мелких
птичек. А это, как вы понимаете, тоже
стоит денег, причем немалых.
Однако перед принцем Конде
внезапно забрезжил рассвет. В его замке
появился маркиз де Лозанн (Тим Рот),
который сообщил принцу, что его
величество "король Солнце"
Людовик XIV желают посетить Шанти, чтобы,
как объяснил маркиз, "в тихих и
светлых удовольствиях провинции снять
хоть на мгновение ужасающее бремя
государственных забот". Однако де
Конде понимает, что означает визит
Людовика.
Долгое время Конде был в
опале, потому что во времена знаменитой
Фронды выступил против королевской
власти. Но сейчас король решил все-таки
посетить его замок. Видать, назревает
какая-то заварушка - возможно, война с
Голландией, - и королю понадобились его
услуги. Однако понятно, что король -
надменный Людовик - не будет припадать
к ногам Конде, умоляя его возглавить
армию. Наоборот, Конде сам должен
сделать все возможное, чтобы Людовик
его об этом просил. А значит Людовик
должен быть принят не только по-королевски,
хотя у Конде нет на это средств, но и с
таким невиданным размахом, щедростью и
экстравагантностью, чтобы сердце
монарха дрогнуло, и он снова принял
Конде в друзья, назначив престарелого
воина своим военачальником. Ведь как
только Конде вернет монаршее
расположение, ему уже не придется
беспокоиться о деньгах...
Но как поразить Людовика и
его свиту? Людей, видевших
фантасмагорические зрелища, созданные
для них всемогущим Фуке, но которые не
произвели на них ни малейшего
впечатления! Людей, чья пресыщенность
вошла в поговорки, а чей цинизм
превосходит все мыслимые и немыслимые
пределы!
Однако у Конде есть шанс.
Точнее, у него есть управляющий,
которого зовут Ватель (Жерар Депардье).
Ватель плодовит на выдумки, обладает
отличным вкусом, неистощимой фантазией
и замечательными организаторскими
способностями, позволяющими ему делать
такие мероприятия, которые поразят
даже Людовика и его свиту.
И Ватель разворачивается на
полную катушку! Неважно, что у Конде нет
денег для расплаты с поставщиками.
Ватель с легкостью объясняет им, что
лучше сейчас ссудить Конде денег или не
требовать с него плату за продукты и
необходимые материалы, а потом
получить все обратно, когда король
назначит Конде командующим армией, чем
сейчас не дать ничего, но зато и в
будущем так и не дождаться уплаты Конде
своих долгов, ведь ему без монаршей
милости, выраженной в звонких экю и
ливрах, будет просто нечем платить.
Вателю в логике не откажешь,
поэтому поставщики все-таки
предоставляют требуемое для пышных
торжеств. И вот тут Ватель развернулся
по полной программе! Все-таки, он не
просто управляющий, а настоящий "магистр
удовольствий, празднеств и развлечений".
В его руках такое несложное событие как
обед превращается в симфонию
чревоугодничества, феерию наслаждений
и фонтан развлечений.
Гостям все нравится. Ну,
почти все. Вы же понимаете, что это не
какие-то там провинциальные дворянчики,
а КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР! И эти ребята не из
тех, кто будет просто так благосклонно
взирать на все эти развлечения. Это
король может себе позволить милостиво
кивать головой и хвалить Вателя его
хозяину. А остальные господа могут себе
позволить и порезвиться. Они же
вельможи! Например, брат короля,
предпочитающий мужчин женщинам, был
очарован угловатой красотой
тумбообразного Вателя и пожелал его
трахнуть. Маркиз де Лозанн приревновал
Вателя к фрейлине королевы Анне де
Монтазье (Ума Турман), к которой, между
прочим, благоволит сам король. Ну,
король-то может благоволить к малютке
Анне, потому что Его Величеству уже
наскучила мадам де Монтеспан, но Ватель-то
тут при чем, возмущается маркиз.
Так что Вателю не
позавидуешь. Ему нужно и дергать за
многочисленные ниточки всевозможных
торжеств, шоу и развлечений, и
одновременно скользить между остриями
придворных интриг. А это очень и очень
непросто...
***
Странный фильм. Странный и
очень неоднозначный. С одной стороны, с
художественной, дизайнерской и
декораторской точки зрения это сделано
просто великолепно. Собственно, за
костюмы и работу художников с
дизайнерами картина в 2001 году была
номинирована на "Оскар" (награду
фильм так и не завоевал, но зато во
Франции получил аж два "Сезара"). С
другой стороны, наличие таких
серьезных актеров, как Депардье, Тим
Рот и Ума Турман позволяли
предположить, что и с игровой точки
зрения с картиной будет все в порядке -
ан нет. Впрочем, на мой взгляд, виноваты
тут не актеры, а сценарий и постановка.
Дело в том, что из этой
истории создатели фильма попытались
сделать социальную драму, а она ни
черта не получилась. Ну или получилась,
но не так, как, на мой взгляд, должна
была быть сделана социальная драма.
Слишком много перекосов и откровенных
натяжек.
Ведь в действительности
Ватель был шеф-поваром принца Конде, и
он заколол себя шпагой, когда выяснил,
что рыба, заказанная к королевскому
столу (это как раз было в тот момент,
когда Людовик с двором гостил у де
Конде в Шанти), опаздывает. У Вателя было
настолько развито чувство
ответственности и профессиональной
гордости, что он не смог вынести позора
этого прокола и сделал прокол сам себе -
как японец, совершающий сепукку, чтобы
искупить кровью задетую честь.
Однако в фильме эта история
рассказана совсем по-другому. С одной
стороны, Ватель делает все возможное,
чтобы угодить королю и двору, сотворяя
совершенно фантастические празднества
и пиры. Причем видно, что ему это
нравится и доставляет удовольствие. Он
хочет быть "магистром удовольствий и
празднеств" - и он становится им. Но с
другой стороны, по фильму Ватель
постоянно и очень сильно переживает из-за
всех этих социальных
несправедливостей. Ну, когда не платят
простому народу, когда угнетают
крестьян, когда плюют на конюхов,
трахают фрейлин, соблазняют
молоденьких мальчиков и так далее.
Поэтому весь фильм Ватель то
расшибается в лепешку, чтобы доставить
удовольствие свите короля, то начинает
грустить о социальной
несправедливости и позволяет себе
всякие циничные намеки в сторону
существующего положения дел.
Он даже говорит, что бедные -
не такие уж и плохие! И это в
средневековой Франции в самый разгар
абсолютной монархии! Да за такие вещи
надо просто башку сносить, однозначно!
А его терпят. Причем не просто терпят!
Ватель по фильму позволяет себе такие
вещи, которые никогда не позволил бы
себе даже принц крови! Например, когда
Людовик заявляет, что хочет видеть
Вателя и отправляет к нему посыльного,
чтобы передать свое приглашение,
Ватель знаете что отвечает? Что его
величеству нужно будет подождать, мол,
Ватель сейчас слишком занят. Мы с котом
Бубликом просто рыдали, когда услышали
этот простой, но трогательный ответ.
Далее Вателю оставалось только подойти
к Людовику и надавать ему пинков - ну,
чтобы не портить впечатление.
А уж финальная сцена, когда
Ватель как бы полностью обалдел от всей
этой социальной несправедливости и
заколол себя шпагой... Это очень
слабенько сделано. Ничто в фильме не
подводит к такой концовке, хотя
режиссер время от времени перестает
любоваться действительно
впечатляющими постановками всяких
торжеств и напоминает, что вокруг царит
монаршеский беспредел, а народ
страдает и бедствует. Вателя, видите ли,
принц Конде проиграл в карты, и ему
теперь предстоит переехать в Версаль.
ПЕРЕЕХАТЬ В ВЕРСАЛЬ! Иметь в руках на
порядок больше власти и денег, создавая
для короля и двора совершенно
потрясающие произведения искусства -
как кулинарные, так и все остальные! Но
Ватель обиделся, воспользовался этим
предлогом и закололся нафик совсем.
Боже, какое горе! Однако хочется
сказать - ну и дурак!
Не надо считать меня совсем
уж закоренелым циником. Я прекрасно
разбираюсь в тонкостях
взаимоотношений Художника и Хозяина,
Гения и Злодея, творческой личности и
быдла. Но в данном фильме, пытаясь
поразмышлять над этими проблемами,
создатели не сумели соблюсти должный
баланс. Картина распадается на
отдельные составляющие и не производит
впечатление чего-то цельного.
Единственные действительно цельные
сцены - это празднества, шоу и
увеселения. На постановку данных
эпизодов потрачена куча денег, а
художники и декораторы, безусловно,
постарались на славу.
Но характеры в картине -
плоские, прямолинейные, однако вместе с
тем - очень неровные. Мне совершенно не
понравился Ватель в исполнении
Депардье. Похоже, что Депардье сам не
знает, что делать со своим героем - вот
он ничего и не делает. В трагедию Вателя
как-то не веришь, его любовь с Анной де
Монтазье выглядит совершенно
искусственной (в том виде, в котором это
показано в фильме), а уж финал мне
показался откровенно дурацким. Короче
говоря, хотели сделать трагедию, но
настолько перестарались, что получился
фарс.
И даже Тим Рот в образе
злодейского маркиза де Лозанна
ситуацию не спасает. Ну да, у Тима Рота
хорошо получается играть злодеев. Но в
данном случае и злодей получился
прямолинейный и какой-то бесцветный.
Даже карикатурный. Ну просто весь из
себя такой злодей, что пробы ставить
некуда. Так неинтересно! Злодеи не
должны быть такими прямолинейными. Они
в жизни такими не бывают.
Ума Турман? Не понравилась.
Тоже какая-то очень неровная роль, но
опять же - не она в этом виновата, а
сценарий и режиссер. Они так до конца и
не решили, что делать с Анной де
Монтазье. С одной стороны, фаворитка
короля в то время себя чувствовала как
центрфорвард футбольной команды,
выигравшей чемпионат мира. С другой
стороны, у нее тут неожиданно возникла
любовь с этим странным Вателем (причем
как-то быстро любовь возникла - почти
мгновенно), а с третьей - ее домогается
мерзавец де Лозанн. Вот Ума Турман и не
знала, куда бросаться: радоваться
благосклонности короля, отбиваться от
де Лозанна или увлекаться Вателем.
Короче говоря, все
недостатки списываю на сценаристов и
постановку. Актеры-то играют хорошие,
но они просто не понимают, что им делать
и кого играть. Намного более цельными
получились вторичные роли -
педерастический брат короля и его
свита, некоторые придворные и принц
Конде.
Резюмирую. Фильм вполне
можно посмотреть, чтобы полюбоваться
на работу художников, дизайнеров и
декораторов. Однако сам сюжет и работа
актеров меня несколько раздражали по
причинам, о которых я уже написал.
Кстати, вполне возможно, что у вас будет
несколько другое мнение, и фильм вам
понравится без оговорок. Ну и слава
богу.
|