Боевик "Идентификация
Борна" (The Bourne Identity)
Режиссер - Дуг Лайман. В ролях - Мэтт
Дэймон, Франка Потенте, Крис Купер,
Брайан Кокс. США. 2002. 119 мин.
Истории
о человеке, потерявшем память,
экранизированы уже раз сто (тысячу,
миллион). Историй о суперагенте
экранизировано на порядок больше.
Истории о некоей комбинации этих двух
факторов - суперагенте, потерявшем
память - также новизной не блещут, хотя
на кинематографическом небосклоне
появляются несколько реже, чем не
теряющие память суперагенты или
теряющие память не-суперагенты. Ну и
кроме того, "Идентификация Борна" -
опять-таки ремейк. В 1988 году по роману
Роберта Ладлюма был снят телевизионный
сериал с таким же названием, в котором
играли Ричард Чемберлен и Жаклин Смит. И
опять же, вызывал удивление (в качестве
допросмотрового анализа) выбор актера
на главную роль. Мэтт Дэймон? Суперагент?
Помилуйте! Талантливый мистер
Рипли и умница Уилл Хантинг -
крутейший парень? Его еще можно
представить в роли, например, карточного
шулера, но супергерой... Однако при
таких не сильно впечатляющих исходных
данных оказалось... Впрочем, что именно
оказалось - чуть ниже.
Частично
пересказывать сюжет этого фильма не
имеет смысла, чтобы не испортить
впечатление при просмотре, поэтому
пройдемся по нему, так сказать, совсем
крупным помолом, избегая частностей...
У берегов Франции
рыболовецкое судно обнаруживает в море
находящегося без сознания человека в
гидрокостюме. При нем нет никаких
документов, а единственное, что
обнаружил судовой врач при осмотре - это
пара пуль в спине (ранения, к счастью, не
смертельные) и капсулу с неким
швейцарским адресом, зашитую у
незнакомца в бедре. Очнувшись, человек
не смог ничего вспомнить: ни кто он, ни
как его зовут, ни что он делал в море в
гидрокостюме. Единственная зацепка,
связывающая его с прошлой жизнью -
швейцарский адрес.
Позже
выясняется, что этот адрес приводит в
банк, где незнакомец сам себе оставил
ящичек, в котором... О, там хранятся
настолько интересные вещи, что ситуация
запутывается окончательно. Оказывается,
человека зовут Джейсон Борн (Мэтт Дэймон)
и он - суперагент. Однако на кого он
работает, в чем состоит его задание и как
он оказался в океане с пулями в спине -
Джейсон не знает. Выяснить это все - его
задача. Причем парню явно придется
поторопиться, потому что очень многие
люди почему-то хотят, чтобы он умер. И
почему они на этом настаивают - Джейсону
также предстоит выяснить...
***
При
всех не сильно впечатляющих исходных
данных фильм получился хороший. Прежде
всего - из-за Мэтта Дэймона. Потому что
Дэймон, в отличие от своего смазливого,
но бесталанного закадычного дружка Бена
Эффлека, - очень неплохой актер. Прямо-таки
скажем - хороший актер. И его суперагент
получился не экранно-картинным и плоско-картонным
джеймсбондом, а вполне обычным и даже
сереньким парнем, который, как раз, и
похож на самого настоящего суперагента,
потому что они в жизни именно такими и
бывают. Они не должны выделяться из
толпы. Они не должны обращать на себя чье-то
внимание. Умение быстро соображать,
метко стрелять, прекрасно водить машину
и вырубать любого противника парой-тройкой
ударов - совершенно не зависит от
наличия шарообразных мышц и квадратного
подбородка. Все это достигается только
путем очень серьезного тренинга. И
настоящему спецагенту не нужно носить
смокинг, пить мартини с водкой и всем
объяснять, что ты - "Бонд.
Джеймс Бонд. Суперагент". Он никому
ничего не объясняет. У него одна задача -
действовать.
И
вот как раз Дэймон, с его фермерской
внешностью, практически идеально
подошел на роль настоящего суперагента.
С ним фильм приобрел совсем другой
акцент, получил совсем иной стиль. Даже с
этим сценарием, в котором, при всей его
относительной приличности, полно
достаточно традиционных и топорных
ходов, вышла не бондиана, а нечто
достаточно естественное и даже
драматическое.
В фильм шикарно вписаны
эпизоды, когда Борн из фермерского
мальчика превращается в смертельное
оружие. Причем это еще и очень здорово
снято. Натурально, естественно и без
подвешивания каскадеров за штаны на
тросах, а кроме того - еще и оригинально.
Сцена, когда Борн летит сквозь
лестничный пролет - просто изумительная.
Я
в восторге от Дэймона в этом фильме.
Особенно учитывая то, как он ухитряется
играть в окружающем антураже достаточно
обычного шпионского боевичка. Впрочем,
он мне всегда нравился. В парне есть та
самая божья актерская искра, которая
также наблюдается у Эдварда Нортона и
Брэда Питта. Эти ребята - настоящие
актеры. И Дэймон в "Идентификации
Борна" делает просто чудеса, причем
только за счет внутреннего потенциала, а
не внешних эффектов. Он действительно
заставляет переживать, и мне, как
зрителю, было совершенно не все равно,
что дальше произойдет с Борном. Потому
что он - обычный парень, а не 007, которому
хоть небоскреб на башку упадет - все
равно ничего с ним не сделается.
Второй
момент, за который можно сказать
отдельное спасибо создателям фильма -
это Франка Потенте, играющая Мари -
случайную попутчицу, ставшую подругой
Борна. У них с Дэймоном получилась
отличная актерская пара, потому что
Потенте также выглядит очень
естественно и не примитивно. Я как
представил себе, что на эту роль могли
пригласить какую-нибудь кукольную
пустышку, вроде Дженнифер Лав Хьюитт,
так меня аж передернуло. А Франка
Потенте сыграла здорово. Никаких
смазливых подруг
квадратноподбородистых супергероев.
Обычная женщина, попавшая в довольно
сложные жизненные обстоятельства,
которая вдруг встретила этого
странноватого парня. Мари понимает, что,
путешествуя вместе с ним, она довольно
сильно рискует. Но Борн ей нравится. А
кроме того, ей не так много придется
потерять в случае неудачи.
Что
не понравилось? Некоторые грубоватые
решения сценария. Впрочем, исходный
роман я не читал, поэтому трудно сказать,
кто в этом виноват - автор или сценаристы.
Все остальное, в общем, вполне
понравилось, причем даже очень. На
редкость удачный шпионский боевик, я
даже и не ожидал. В нем всего понемногу,
причем в довольно правильных пропорциях:
драма, действие, драки, перестрелки,
любовь, автомобильные гонки и так далее.
По общей стилистике фильм немного
напоминает картину "Ронин",
так что если "Ронин" вам понравился,
то можете спокойно отправляться на "Идентификацию
Борна" - не промахнетесь.
Резюмирую. Очень пристойный
боевик, который, благодаря исполнителям
главных ролей (я имею в виду Дэймона и
Франку Потенте), превратился в
достаточно драматическое произведение,
сопровождаемое очень здорово
поставленными драками, схватками и
погонями. Интеллектуальный боевик - я бы
так его назвал. Рекомендую.
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|