Драма "Американская
история Х" (American History X)
Режиссер - Тони Кэй. В ролях - Эдвард Нортон,
Эдвард Ферлонг, Беверли д'Анжело,
Дженнифер Льен, Файруза Балк, Итан
Сапли. США. 1998. 119 мин
Начинается свастика,
Начинается свастика,
Начинается с вас,
С него, с нее, с меня...
(из песни Сергея Минаева)
Совершенно верно. Свастика
начинается очень-очень рядом,
буквально с самых родных людей. Сначала
отец, который работает пожарником,
спросит тебя: "Сынок, а почему твой
черный учитель дает вам одну черную
литературу? Сейчас что - месячник
черной литературы?" Затем он
расскажет тебе, что из-за этой чертовой
политкорректности ему в пару поставили
двух черных, которые хоть и хуже двух
белых парней, тоже претендующих на эту
работу, однако им не посмели отказать,
чтобы не получить обвинений в расизме.
И теперь от этих парней, скажет отец,
зависит моя жизнь. А я не очень хочу,
признается отец, чтобы моя жизнь
зависела от какой-то чертовой
политкорректности.
А потом отец погибнет, туша
пожар в чернокожем квартале Лос-Анджелеса.
Его застрелит какой-то черный
подросток. Почему, зачем - черт его
знает. Просто застрелит и все. После
этого в твоей жизни появится Кэмерон
Александр - взрослый, умный и хитрый
мужик, который открытым текстом
растолкует тебе, что к чему, и почему
погиб твой отец. Но главное - как
сделать так, чтобы такое больше не
происходило нигде в Америке. Ведь есть
простые, но очень эффектные и
привлекательные идеи. Американцы -
настоящие белые американцы - должны
держаться друг за друга и помогать друг
другу. Иначе страна превратится в
отстойник для всякого отребья, среди
которого уже не найдется места
стопроцентным белым американцам. Иначе
в этой стране уже не смогут жить дети -
твои дети, сынок. Поэтому ты должен
защитить страну, себя и своих детей.
Государство не хочет
защищать тебя, объясняет Кэмерон. Оно
лижет задницу черным, латиносам,
цветным и жидам. Поэтому тебе не на кого
рассчитывать, кроме себя. Поэтому ты
должен стать сильным, очень сильным. И
главное - ты должен ДЕЙСТВОВАТЬ. А не
сидеть и не ждать, когда застрелят тебя
или кого-нибудь из твоих близких.
Вот так Дерек Виньярд (Эдвард
Нортон) стал не просто нацистом,
скинхедом, но и главарем целой банды,
которая называет себя "Ученики
апостолов". Они действительно
действуют: вышибают черных из своих
кварталов, разносят магазины "неамериканцев"
- латиносов, арабов и так далее.
Руководит этим движением Кэмерон
Александр (Стейси Кич) - взрослый, умный,
жестокий и очень хитрый неофашист,
который знает, чем и как привлечь
молодняк в ряды своего движения.
Разумеется, Кэмерон пользуется силой
"Учеников апостолов" в своих
собственных интересах, о чем эти ребята
даже и не подозревают. Они наивно
считают, что Кэмерон печется только об
их собственном благе и благе Америки.
Дерек Виньярд - самый
способный ученик Кэмерона, и он
становится чем-то вроде генерала и "полевого
командира" банды. Дерек приводит к
Кэмерону своего младшего брата Денни (Эдвард
Ферлонг), и тот также становится
активным участником движения
неонацистов.
Как-то раз двое чернокожих
подростков ночью залезают в машину
Дерека. И тот, пользуясь случаем,
мстит чернокожим за смерть отца,
жестоко и хладнокровно убив обоих
подростков. Когда Дерека арестовывают,
он улыбается... Он доволен. Дерек
выполнил свой долг перед отцом, отец
гордился бы им, если бы видел сейчас...
Однако в тюрьме к Дереку
потихоньку приходит прозрение. Он
видит, насколько подлы и ничтожны те
самые неонацисты, предводителем
которых он был совсем недавно, а
чернокожие - те самые "ниггеры",
которых он ненавидел и за убийство
которых попал в тюрьму - фактически
спасают ему жизнь. Но главное - Дерек
начинает понимать, кто такой Кэмерон
Александр, каким образом он
манипулирует сознанием и даже жизнью
Дерека и его знакомых, и насколько этот
человек опасен.
Выйдя из тюрьмы, Дерек
попытается завязать с бандой. Однако
это сама по себе крайне сложная задача -
ведь несмотря на то, что банда его
фактически боготворит, тем не менее,
как только Дерек публично откажется от
нацистских идей, его тут же станут
ненавидеть, - а кроме того, Дереку
предстоит вытащить оттуда своего
младшего брата Денни.
***
Неонацизм и расовая
ненависть - очень актуальная, но крайне
сложная тема для американского
кинематографа. Чуть уклонишься в одну
сторону - попытаешься честно
проанализировать причины
возникновения неонацизма - получишь
обвинение в фашистской пропаганде.
Чуть уклонишься в другую - пойдя по пути
морализаторства и сюсюкающих словечек
о "равенстве", "братстве" и
заклинаний из серии "ребята, мать
вашу, давайте жить дружно" - получишь
сопливую поделку, которая, может быть, и
будет иметь кассовый успех, однако
вовсе не решит поставленную задачу.
У режиссера Тони Кэя (кстати,
это его первый и на данный момент
единственный фильм) и сценариста
Дэвида Маккены получилось почти
невероятное: они сделали максимально -
насколько это вообще возможно для
современного американского
кинематографа - честное кино о
неонацистах. Правда, продюсеры были
изрядно обеспокоены этим "хождением
на грани" и все-таки заставили Кэя и
Эдварда Нортона (исполнителя роли
Дерека) в значительной степени
смягчить вторую половину фильма, почти
убрав оттуда всю неоднозначность (чем,
конечно, фильм прилично подпортили),
однако даже то, что осталось -
впечатляет.
Потому что проблемы расовой
ненависти - настолько глубоки и
настолько вообще слабо решаемы в
современном мире, что об этом
обязательно надо пытаться размышлять и
говорить, причем размышлять и говорить
честно. Иначе эту проблему не решить
вообще. Ведь скинхед, неонацист - это
вовсе не какой-то там монстр,
родившийся и выросший непонятно где.
Это твой сосед, с которым ты ходил в
детский сад и в школу. Им можешь стать
ты сам, если вдруг твоего друга или
подругу пристрелит какой-то
обдолбанный чернокожий наркоман или
совсем не наркоман, а просто чернокожий
парнишка, которому его чернокожий
Кэмерон объяснил, почему белую мразь
надо уничтожать. Неонацистом может
стать твой брат, который наслушается
вкрадчивых, логичных и очень
привлекательных речей очередного
Кэмерона. Все это совсем недалеко. Все
это очень рядом...
Итак, несмотря на то, что
фильм изрядно покурочили в угоду
продюсерам, он все-таки остался
довольно честным. И концовку они сумели
сохранить именно ту, которую нужно. Я
все боялся, что в самом конце все-таки
снизится накал и закончится это все
обычным типичным морализаторством -
черта с два! Даже не очень понятно, как
на такую концовку согласились
продюсеры...
Эдвард Нортон, играющий
Дерека, просто потрясает. Я всегда
считал его несомненным талантом и
одним из лучших современных молодых
американских актеров, но даже я не
ожидал, что Нортон - со своей внешностью
типичного худосочного "ботаника" -
сможет сыграть нациста, главаря банды и
безжалостного убийцу, причем КАК
сыграть!.. Черт с ними, с мышцами. Мышцы
накачать - дело нехитрое. Но Эдвард
Нортон сумел именно сыграть
Дерека - весь его путь от прихода к
нацистам и до ухода от них, - а не просто изобразить.
Посмотрите, как Дерек-Нортон улыбается
после того, как он только что ногой
сломал чернокожему парню шейные
позвонки. Я не сильно впечатлительный
человек, но меня просто мороз продрал
по коже. Нортон - настоящий талант, а не
дутая голливудская "звезда", не
имеющая за плечами ничего, кроме
смазливой внешности.
Честно говоря, узнав, что
фильм о скинхедах и что в главной роли
там снялся Нортон, я несколько удивился.
А сейчас уже не представляю, какой
другой актер мог настолько сильно
сыграть эту роль.
Теплых слов также вполне
заслуживает Эдвард Ферлонг (он играл
Джона Коннора в "Терминатор II: Судный
день"), в роли брата Дерека. Денни, вслед
за братом, тоже проходит путь ненависти.
Его учат ненавидеть и защищаться. Денни
ненавидит и защищается. Ему, в отличие
от брата, уже не сильно нужна истина.
Ему вполне достаточно одной лишь веры -
веры в то, что говорит Кэмерон и в то,
что делает его брат Дерек. Блестящая
игра Нортона оставляет Ферлонга
несколько в тени, но он выглядит весьма
достойно и мне очень понравился. Не
понравилась мне только достаточно
натянутая сцена внезапного "прозрения"
Денни после короткого разговора с
братом, однако я так полагаю, что это именно
те самые изменения в сторону ухода от
неоднозначности, которые сделаны
создателями фильма по требованию
продюсеров. Так что уж Ферлонга и
Нортона за эту сцену винить нельзя. Тем
более, что это практически
единственная слабоватая сцена в фильме.
Все остальные эпизоды - великолепны.
Резюмирую. Очень хороший
фильм, который, как я считаю,
обязательно нужно посмотреть.
Достаточно честный и умный сценарий,
отличная режиссерская работа и
блестящее исполнение - Нортон и Ферлонг.
Меня этот фильм если не потряс, то уж
точно весьма впечатлил.
Кстати, Нортона за эту роль номинировали на "Оскара"
в 1999 году. Но тогда приз получил Роберто Бениньи за "Жизнь
прекрасна". Все та же политкорректность. Кривляния Бениньи в слащавом
лубке на тему Холокоста оскаровским академикам понравились больше игры Нортона.
Вероятно, Нортон слишком хорош для "Оскара". Что ж, это даже к лучшему.
Потому что это действительно великолепный актер, а не какая-то там "звезда".
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|