Социальная драма "Эрин Брокович:
красивая и решительная" (Erin Brokovich).
Режиссер - Стивен Содерберг. В ролях
- Джулия Робертс, Альберт Финни, Аарон
Экхарт. США. 2000.
У американцев сейчас стало
модно снимать фильмы на так называемые
"социальные темы", в которых один
человек (или группа людей) противостоит
гигантской корпорации. Причем Голливуд
к этим фильмам подходит со
свойственным этой киностудии размахом,
в результате чего "социальные"
картины, основанные на реальных
событиях, делают именитые режиссеры, а
в главных ролях снимаются настоящие
звезды. Таким был фильм "Свой человек"
с Аль Пачино и
Расселом Кроу, таким стал фильм "Эрин
Брокович" (в оригинальном названии
отсутствуют слова "красивая и
решительная", которые непонятно кто
и непонятно зачем прилепил к названию в
переведенном варианте).
Рассказывают, что картина
"Эрин Брокович" появилась
исключительно благодаря Джулии
Робертс, которой кто-то из знакомых
рассказал историю о женщине,
сражавшейся с огромной корпорацией "PG&E"
и победившей, после чего Джулия просто
загорелась воплотить эту историю на
экране с собой в главной роли. Сценарий
написала Сюзанна Грант, а поставил
фильм Стивен Содерберг, прославившийся
фильмом "Секс, ложь и видео"...
***
Эрин Брокович (Джулия
Робертс) - мать-одиночка, воспитывающая
троих детей. При этом она не дочка
Рокфеллера или еще какого-нибудь
выгодного папашки, поэтому денег у нее -
кот наплакал, причем даже кота она не в
состоянии завести, потому что средств
еле хватает на пропитание детей.
Когда-то давно она стала
королевой красоты в своем родном штате,
но с тех пор прошло время, а мир, как
оказалось, вовсе не собирался ложиться
у ее ног. Да и два неудачных замужества
не прибавили Эрин уверенности в
завтрашнем дне, так что она бьется как
рыба об лед, но ее жизненные и карьерные
перспективы - весьма туманны, если не
сказать хуже. Ведь Эрин так и не получила
никакого образования, не овладела
никакой профессией, а единственные ее
достоинства - фигура фотомодели,
впечатляющий бюст и манера резать всем
правду-матку прямо в глаза, совершенно
не стесняясь в выражениях.
В один прекрасный (точнее,
печальный) момент какой-то человек,
нарушив правила движения, врезается в
машину Эрин. Она с помощью
малоизвестного адвоката Эда Мэрси (Альберт
Финни) пытается получить компенсацию,
но даже в суде Эрин не стала стесняться
в выражениях, в результате чего не
смогла растрогать присяжных и
компенсации так и не получила. Для Эрин
это стало просто трагедией, потому что
надо платить за лечение после аварии, а
у нее не хватает денег на содержание
детей. Отчаявшись, Эрин приходит в
контору к адвокату Эду, который
проиграл ее процесс, и требует, чтобы он
принял ее на работу, потому что ей надо
хоть чем-то зарабатывать деньги.
Начав работать у Эда, Эрин
занимается делом о покупке гигантской
корпорацией "PG&E" недвижимости в
округе Хинкли, где расположены заводы
этой фирмы. Дело, на первый взгляд, не
стоит выеденного яйца, но Эрин, будучи
особой крайне решительной и привыкшей
добиваться своего, ухитряется
докопаться до совершенно сенсационных
фактов: оказывается, компания "PG&E"
для охлаждения механизмов на заводе
использовала ядовитый шестивалентный
хром, который затем через отстойники
попадал в грунтовые воды и отравлял
всех жителей округи, вызывая у них
очень тяжелые заболевания. Причем
руководство компании знало о том, что
это вещество ядовито, но ничего не
сделало для того, чтобы не допустить
его использования, а наоборот -
попыталось уничтожить все документы,
свидетельствующие об этом
преступлении.
Докопавшись до истины, Эрин
понимает, что компанию "PG&E"
можно заставить выплатить огромные
компенсации всем пострадавшим в
результате этого преступления людям.
Она уговаривает Эда рискнуть и затеять
судебный процесс против "PG&E".
Поначалу Эд колеблется, ведь он
руководит довольно средненькой
адвокатской конторой, и ему крайне
опасно ввязываться в войну против
огромной корпорации, которая может
призвать на помощь лучших юристов
страны, но он не смог устоять под
напором Эрин и война начинается...
***
Надо сказать, что раньше я
весьма прохладно относился к Джулии
Робертс. "Красотка" и "Ноттинг
Хилл" мне настолько не нравились, что
я ее и за актрису-то не считал. Однако в
"Сбежавшей невесте" она мне совершенно неожиданно
понравилась, а в "Эрин Брокович" я
от Робертс был уже просто в восторге.
Ведь в этом фильме нет никаких
спецэффектов, никаких примечательных
диалогов. Практически весь фильм
держится на ней, на ее актерском
мастерстве, и оно просто поражает.
Робертс блистательно сыграла в этом
фильме, я снимаю шляпу и беру назад все
свои слова по поводу "трепетной лани,
которую испугал случайно проезжающий
мимо джип". У нее весьма сложная роль,
которую она исполняет очень
естественно, глубоко, прочувствованно
и многогранно. Впрочем, Альберт Финней
в роли Эда - тоже весьма хорош, но он
нисколько не затмевает Джулию, и вдвоем
они составляют отличный актерский дуэт.
Разумеется, сценарий не
избежал определенных нелепостей и
натяжек. Замученная многодетная мать-одиночка
не может выглядеть, как королева
красоты, а кроме того, не меняет наряды
каждый день (Эрин Брокович ни в одной
сцене не появляется в одном и том же).
Кроме того, в Америке очень сильно
развита социальная помощь, так что
одинокая мать с тремя детьми вряд ли бы
уж так сильно бедствовала. Особенно
смехотворно выглядит сцена суда, когда
присяжные не постановили выплатить
хоть что-нибудь этой многодетной
матери, в которую врезался явно
небедный мужик, причем он нарушил
правила и причинил вред здоровью Эрин.
В реальности он бы ей платил до конца
жизни, насколько я знаю американское
законодательство.
Впрочем, лично меня даже эти
натяжки не сильно раздражали, потому
что в данном случае сюжет не имеет
такого уж большого значения, ведь он
очень ровный (я бы даже сказал -
чересчур ровный) и во многом
предсказуемый. Сценаристка пыталась
оживить довольно монотонное действие
вводом еще одного заметного
персонажа - новую любовь Эрин по имени
Джордж (Аарон Экхарт), но он получился
явно гротескным: байкер,
подрабатывающий сезонными
строительными работами, который
настолько любит детей, что стал у Эрин
домохозяйкой и нянькой для детей,
причем провел в таком качестве много
месяцев. "НЕ ВЕРИМ!" - сурово
сказали мы с котом Бубликом, хотя нам
понравилось, как Экхарт сыграл эту роль.
Эдакий байкер, любящий быть
домохозяйкой и нянькой. Гротеск,
конечно, но чего только в жизни не
бывает.
Кстати, после фразы в титрах
о том, что картина поставлена по
реальным событиям (я о фильме вообще
ничего не читал до просмотра), я был
почти уверен, что реальная Эрин
Брокович обязательно появится в
картине в какой-нибудь эпизодической
роли (это стало модно с легкой руки
Формана, который в картине "Народ
против Ларри Флинта" снял настоящего
Ларри Флинта в одном из эпизодов) - таки
оно так и произошло: настоящая Эрин
Брокович-Эллис играет в картине
официантку в одной из сцен, причем на
груди у нее приколота табличка с именем
"Джулия" (очень просчитанный
момент, на который обычно с легкостью
клюют критики и обозреватели; вот
видите, даже я не удержался и об этом
рассказал). Правда, я предполагал, что
реальная Эрин Брокович представляет
собой какую-нибудь кошмарную тетку
жуткого размера (у адвоката в конторе
работает как раз такая секретарша, с
которой Брокович-Робертс все время
ругается, и я сначала думал, что это и
есть Эрин Брокович), но оказалась, что
настоящая Эрин Брокович - тоже вполне
себе эффектная дама (вы ее видите на
картинке справа, сопровождающей этот
абзац).
Впрочем, несмотря на всякие
натяжки, выдумки и преувеличения
сценарий действительно написан по
реальным событиям: Эрин Брокович - мать
троих детей, и она действительно
сыграла главную роль в процессе над "PG&E"
в результате чего корпорация заплатила
рекордную цифру - 333 миллиона долларов
пострадавшим от загрязнения воды
шестивалентным хромом. При этом у Эрин
действительно не было никакого
юридического образования, а выиграла
дело она за счет своей настойчивости,
решительности и неустрашимости.
Насчет режиссуры трудно
сказать что-нибудь определенное,
потому что фильм с этой точки зрения
получился достаточно безликий. То есть
личности Содерберга как таковой в
фильме как-то и не видать, но, может, оно
и к лучшему, потому что сценарий и так
несколько склонен к излишней
сентиментальности, а вспоминая о том,
какую развесистую клюкву Содерберг
сделал из "Вне поля зрения",
я только порадовался, что на этот раз в
фильме намного больше личностей
главных актеров, чем режиссера.
Резюмирую. Фильм получился
хороший, и мне он весьма понравился.
Сценарий, правда, довольно средненький,
но все искупает просто блестящая игра
Джулии Робертс и Альберта Финни.
Никаких спецэффектов в фильме нет,
зрелищных съемок тоже, так что его
спокойно можно посмотреть дома. Но
отсутствие какой-либо зрелищности не
помешало картине сделать очень большие
сборы и даже довольно быстро окупить
фантастический гонорар, полученный
Джулией Робертс за этот фильм (20
миллионов долларов). Но она вполне
заслужила эти деньги. Я просто не
ожидал, что Робертс устроит из этого
довольно незатейливого сюжета такое
шоу.
Оценки
по пятибалльной системе |
|
Зрелищность |
4 |
Актерская
игра |
5 |
Режиссерская
работа |
4 |
Сценарий |
3 |
Краткое
резюме |
хороший
фильм |
Нужно
ли смотреть |
вполне
можно |
|
Этот фильм на:
Свое мнение вы можете высказать в форуме
Версия для печати
|